Настя Дмитриева, фото Дмитрия Ловецкого. «RockFuzz» №8, ноябрь 1992 г..
Обработка: naunaunau.narod.ru, 12 июня 2012 г.
Ноябрь оказался наиболее богатым на новые альбомы старых групп. Отгремел в СКК Шевчук, сразил всех неожиданной вестью о возрождении Аквариума Гребенщиков, загадочно улыбнулся Бутусов своей полумистической "Чужой землей". Презентация проходила в Москве и Питере, совпала с 10-летним юбилеем Наутилуса Помпилиуса.
Вспомним событие четырехлетней давности. Появление Нау на питерской сцене было сродни яркой неожиданной вспышке. Группа в единый миг стала звездой, а завороженные поклонники пели хиты Наутилуса "Гуд бай, Америка", "Взгляд с экрана". Ну, а "Круговая порука" по праву считается рок-гимном тоталитарной эпохи... Весь 1988 год продолжалось победное шествие Наутилуса Помпилиуса по стране. Но вдруг группа резко исчезла со всех концертных площадок. Что произошло тогда?
— Тот взлет был слишком неожиданным для нас. Мне кажется, что я не был готов к этому. Возникло желание сделать остановку. Повлияло и то, что мы называем возрастом, изменением шкалы ценностей, — так ответил на мой вопрос Слава во время нашей недолгой беседы за кулисами БКЗ "Октябрьский".
Изменилась не только шкала ценностей, изменился сам облик, сценическое существование группы. Нау по-прежнему предпочитает энергичную гитарную музыку, но прежний жесткий облик (галифе, сапоги) романтизировался. Появились длинные волосы, спокойнее стал взгляд...
— Мы пришли к выводу, что ранний период — павлинизации, боевой раскраски, эпатажа — прошел. С возрастом хочется быть естественнее, проще. Мы стали куда менее напряженными и "надутыми", чем 3-4 года назад.
Слегка отдающее "шлягерностью" мелодии уступили место, может быть менее прилипчивым, но более интересным песням ("Черные птицы", "Джульетта", ...), тексты стали напоминать мистические баллады, поэзию декаданса. Черный цвет костюмов, черный зажник сцены... постоянное присутствие чертовщины ("не покидай меня, даже если ты чистый бес", "Ведьма или ангел, птица или зверь, вернись — я оставлю открытым окно" ...). Это новое поэтическое кредо?
На сей раз мой вопрос был адресован автору текстов НП Илье Кормильцеву, который прилетел из Екатеринбурга специально на презентационные концерты.
— Бесовщина у нас всегда была, возможно, выраженная другимим словами. Песни Нау были о соблазнах, искушениях. Чтобы знать, что есть белое, надо хотя бы один раз видеть черное. Творческий человек всегда находится в искушениях. И каждый творец одновременно напоминает как Господа — создает то, чего до него не было, так и Сатану, который претендует на то, что сделает лучше...
— Кто же вас больше вдохновляет?
— Откуда идет искушение — ясно. Вдохновение же все-таки светлая сила. От Бога, — так уже ответил Слава.
— Рок всегда считался музыкой протеста. Протестуете ли вы против чего-нибудь сейчас?
— Жизнь — она сама по себе протест против смерти. Мы все, как парашютисты, выброшенные без парашютов — летим и знаем, что разобьемся. Можно делать вид, что летишь, а можно протестовать против такого положения вещей, уходя в творчество, внутренний мир (Илья).
— Если раньше одной из главных проблем была "подпольность" рока, и мы играли наперекор запретам, то сегодня понимаешь, насколько мала и ничтожна была эта беда... Теперь другие проблемы, более глобальные, заставляют нас петь... например, о недостижимости гармонии существования... (Слава).
— Что для вас самое страшное сегодня?
— Бремя ответственности (Слава).
Не так давно они, казалось, уверенно шли к популярности. Но сознательно отказавшись от нее, стремятся теперь к спокойному раздумию и осмыслению того, что происходит в наших душах. "Чужая земля" — новый этап этого мировосприятия, пришедшийся на 10-летие группы. Так что с юбилеем вас, ребята, и говоря в стиле самого Бутусова на концертах в "Октябрьском": "Да здравствует Наутилус Помпилиус! Ура!"