Наталья Струтовская, иллюстрация: Дмитрий Коротченко
Наталья Струтовская. Журнал «Story» №4, 2012 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 7 апреля 2012 г.
Что общего между музыкантом Бутусовым и, допустим, музыкантом Макаревичем, кинорежиссером Данелия и писателем Фришем, кроме известности широким массам да принадлежности к мужескому полу? Правильно. Все они, выпускники архитектурных институтов, часть своей молодости простояли у кульмана с карандашом и ластиком в руках.
Архитектура, похоже, это некое универсальное знание, сообщающее человеку законы, по которым следует гармонизировать мир вокруг себя. А уж какие средства для этого выбрать — другой вопрос.
После школы у Бутусова архитектурный вуз возник не просто так. Отец — профессиональный строитель, мода на трудовые династии, прививаемая в 70-е годы телевизионными «Огоньками», то-се. И не важно, что на гитаре бренчал. А кто из его ровесников в годы повального увлечения битлами и роллингами не бренчал?! Это еще не аргумент, чтоб поступать куда-нибудь по артистической или музыкальной части. Да и архитектурный по тем временам, как вспоминал Слава, был сборищем «странных людей со странными способностями». У него самого таких способностей было хоть отбавляй. На дискотеках перепевал англоязычных рокеров, рисовал, причем его рисунки перехватывали друг у друга институтские коллекционеры, пописывал в студенческую газету. В 1981 году корреспондент Бутусов освещал первый свердловский рок-фестиваль. Брал интервью у Насти Полевой и Александра Пантыкина из «Урфин Джюса» и отчаянно робел от выпавшей ему чести.
К институтскому финишу Бутусов пришел с дипломной работой с трудно произносимым названием. Что-то на тему обустройства городских микрорайонов, про убогость которых не проехался только ленивый. В профессиональной среде шутка, что от современной архитектуры в ужасе застывает даже музыка, была самой приличной.
«Тогда во мне был такой творческий запал! — удивляется себе молодому сегодняшний Бутусов. — Он распространялся на все сферы жизни, включая общественный транспорт!» И действительно, лидер «Наутилуса Помпилиуса» между репетициями в свердловском рок-клубе занимался проектированием колонн и их облицовкой для одной из станций свердловского метро. Судя по минималистскому облику станции, уже тогда Бутусов хорошо понимал: зачем делать сложным то, что проще простого... Прочие жизненные аксиомы выпускник архитектурного поверял уже не архитектурной, а иными практиками с помощью «Наутилуса». Так что стало ему уже не до архитектуры.