«Музыкальное опьянение» Вячеслава Бутусова

Газета «Молодеж Дагестана», октябрь 1998 г.
Сканы предоставил: НаУстя. Обработка: naunaunau.narod.ru, 17 августа 2011 г.


Вячеслав БутусовЭта музыка будет вечной? Холодное осеннее солнце лениво здоровается с моим спящим домом, протягивая тонкий запылённый лучик. Тридцать семь октябрей назад осень подарила Нашему Времени удивительного человека — первого и последнего капитана рок-н-ролльного кораблика со светящейся надписью «Наутилус Помпилиус» на борту. Если вы хоть раз пытались найти в музыке ответ на самый важный вопрос, если, повзрослев, вы всё же летаете во сне и падаете, лишь проснувшись, то, услышав его голос, уже никогда не забудете имени этого человека — Вячеслав Бутусов. Не потеряйте его, Музыканта второй половины 80-х в гриме и полувоенном кителе, неподвижно стоящего на сцене и с надрывом выкрикивающего слова:

Круговая порука мажет как копоть,
Я беру чью-то руку, а чувствую локоть,
Я ищу глаза, а чувствую взгляд
Там, где выше голов находится зад...

Ведь очень скоро он изменится, и будет меняться постоянно, не обращая внимания на возмущения уходящих-приходящих поклонников и саркастические изыски прессы. Он не раз попытается поговорить с журналистами: «Мы поём для себя, не ориентируясь на чьи-то вкусы: Я не понимаю людей, которые могут бесконечно слушать «Шар цвета хаки», «Скованные одной цепью». Это мазохизм: К жестокости, надрыву нельзя привыкать».

Мы почти научились объяснять свои собственные желания, поступки друзей и близких. Но почему-то в новых творениях поэтов и художников мы всегда ищем прошлое, когда-то подаренное нам, и не найдя его, разочаровываемся и уходим: Где вы, люди, затирающие до дыр плёнки с «наутовскими» песнями в 88-89 году? Пересекая город по диагонали, я слышала, как вместе с ветром рвётся его голос из ваших окон:

Я резал эти пальцы за то, что они
Не могут прикоснуться к тебе,
Я смотрел в эти лица и не мог им простить
Того, что у них нет тебя, и они могут жить...

После гордого шествия по всем хит-парадам 88 года «Наутилус», в силу то ли душевного, то ли физического состояния, всё бросает и уплывает в неизвестном для общественности направлении. Он вернётся обновлённым в 1990 году, а поздней осенью появится альбом «Родившийся в эту ночь»{ (впоследствии — {naugad|«Наугад»). Ушло время плакатных лозунгов. Мрачный социальный рок-н-ролл превращается в светлую поэзию, пронизанную простым стремлением понять человеческие ценности:

Я пытался быть справедливыми добрым,
И мне не казалось ни страшным, ни странным
Что внизу на Земле собираются толпы,
Пришедших смотреть, как падает ангел...

Кадр из клипа Прогулки по водеС причала рыбачил... Уже зимой 91-92 года записывается новый альбом. На обложке пластинки танцует человеко-Бес в обличии мистического насекомого, напоминающего бабочку. Из-за наличия невероятного количества крылатых и бескрылых существ, видимых и призрачных, альбом сначала хотели назвать «Бесы», но так как все они живут на Земле, планете близкой и всё же непознанной, работа была названа «Чужая Земля». Эти песни — как грань между двумя таинствами. Я слышу в них стук сердца, совсем не такого как у людей и трепет крыльев, которых у нас никогда не было.

Ведьма или ангел, птица или зверь
Вернись, я оставлю открытым окно
И незапертой дверь...
Смерть или спасенье, свет ты или тьма
Если не вернёшься, я впервые узнаю
Как сходят с ума

Год 1994. Для Бутусова новые проекты подобны игре, где новые песни занимают свою нишу в быстро летящем времени. Неповторимый стиль «Наутилуса» с трудом угадывается в компьютерно-гитарном «Титанике». Легко запоминающиеся мелодии, современные аранжировки в стиле «нового рок-н-ролла»: Кто-то назвал это здоровой «попсой», можно было бы поспорить, только я не знаю какой стиль у группы «Наутилус Помпилиус». Они слишком изменчивы и непредсказуемы. Но я могу прикоснуться к их музыке. Сентиментальная история гибели самого великого корабля, умение святых бандитов ходить по воздуху, мучительная боль человека-демона и зверя — всё это «Наутилус» образца середины 90-х. Время не обгонит нас:

Я не буду ждать конца, чтоб не тратить больше сил,
Смотри на звезду — она теперь твоя,
Искры тают в ночи, звёзды светят в пути,
Я лечу и мне грустно в этой степи...

Через год выходит самый романтичный альбом «Наутилуса» с призрачно-печальным названием — «Крылья». Кто-то, не поняв, попытается узнать у Вячеслава Бутусова тайну этих песен. Только он ничего не скажет, лишь пошутит: «Демисезонная смена крыльев», вскоре забыв и вопрос, и любопытного поклонника. А ночью, укладывая дочку спать, расскажет ей сказку о том, что каждый человек умеет летать, когда его никто не видит и, полетав, он становится чуть чище и добрее, печаль его светлее, а крылья прозрачнее.

Одинокая птица, ты паришь высоко
В антрацитовом небе безлунных ночей,
Повергая в смятенье бродяг и собак
Красотой и размахом крылатых плечей...

Эхо реально существующего «Наутилуса» неумолимо затихает: Осенью 96 года Бутусов на домашней портостудии записывает демо-вариант нового альбома. Мелодичные и ясные композиции имеют ярко выраженную «хитовую» окраску. Уставший от гастролей и житейских «приземлённых» проблем, Слава хочет по-настоящему ощутить забытое чувство «музыкального опьянения». Человек живёт на планете Земля в едином культурном пространстве, и стоит ли удивляться, что новый проект Бутусов осуществляет на северо-востоке Англии, в графстве Восточный Йоркшир. Этот первый «ненаутилусовский» альбом записывается с английскими музыкантами и продюсером Билом Нельсоном. Из русских рядом со Славой «группа поддержки» в лице Ильи Кормильцева, автора большинства текстов «Наутилуса», и Бориса Гребенщикова, пожелавшего посмотреть, как продвигается работа: Альбом получает название «Яблокитай». Это переиначенное Бутусовым выражение «китайские яблоки», так всезнающий Кормильцев перевел с фламандского слово «апельсины» (AppleChina). Яркие солнечные песни, пронизанные английскими туманами и русскими дождями, не знаю, может именно таким должно быть идеальное вселенское творчество вне всяких стилей и направлений...

Холоден ветер в открытом окне,
Длинные тени лежат на стене,
Я таинственный гость в серебристом плаще,
И ты знаешь, зачем я явился к тебе...

Что же случилось с «Наутилусом» по возвращении Бутусова к покинутым им друзьям-музыкантам? Да, ничего: Разучив новые песни и отыграв прощальные гастроли, они тихо-мирно расстаются. Если вы не любитель печального финала, то можете не верить, что «Наутилус» рассыпался. А впрочем, не переживайте, ведь творческие люди, много лет играющие рок-н-ролл, не уходят в торговлю сантехникой или компьютерами, у них будут новые музыкальные проекты: Как, например, работа Вячеслава Бутусова и Юрия Каспаряна под предводительством Сергея де Рокамболя с незамысловатым названием «НезаконНоРождённый АльХимик доктор Фауст — Пернатый Змей». Альбом вышел как саундтрек к несуществующему фильму всё того же Рокамболя. Я воспринимаю его как музыкальный эксперимент, с любопытством и нетерпением ожидая, чем же ещё порадует нас Вячеслав Геннадьевич, закончив на студии «Добролёт» работу над своим сольным альбомом...

Алчи-Алчи, что ж ты мальчик,
Где так долго пропадал,
Видишь, Алчи, мама плачет,
Где ж ты, милый, пропадал...

Продолжение следует (?) ...


1998 год. Анонсище... Все статьи 1998 года 1998 год. Вячеслав Бутусов. Цитаты...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Обсуждение редких отечественных компакт-дисков Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей