Елена Балаян, фото Александра Соколова. Газета «Саратовский взгляд», 29 октября 2009 г..
Обработка: naunaunau.narod.ru.
Его песни, как глоток свежего воздуха. В них хочется вслушиваться: даже написанные более двадцати лет назад, они не теряют своей актуальности, раскрываясь в новом свете с новым смыслом. Его таланту и творческой честности не перестаешь удивляться, и эти качества с годами, похоже, лишь углубляются. С момента появления на свет созданной им группы «Наутилус-Помпилиус» прошло уже четверть века, но своих поклонников Вячеслав Бутусов не растерял, на его концертах и по сей день многолюдно. Так было и на саратовском концерте, прошедшем в минувшую среду в театре драмы. Вячеслав Бутусов приехал в наш город с группой «Ю-Питер», куда кроме него входят еще три музыканта: экс-гитарист группы «Кино», творческий соратник Виктора Цоя Юрий Каспарян, «ударник» Евгений Кулаков и бас-гитарист Сергей Вырвич. Концерт прошел в рамках большого гастрольного тура «Ю-Питера» и был посвящен 25-летнему юбилею «Наутилуса».
Недавно «легенде русского рока» исполнилось 48 лет. Журналистов, собравшихся на пресс-конференцию перед началом концерта, интересовало, как он относится к этому возрасту и чувствует ли в себе определенную зрелость. Бутусов, представший перед собравшимися очень похудевшим, но по-прежнему простым и обаятельным, ответил, что пока ничего подобного не чувствует: «Видимо, я еще недозрел немножко. Есть еще кое-какие недоработки. Я думаю, что когда дозрею, жизнь качественно изменится. Есть такой масштаб восприятия, когда тебе кажется, что ты уперся в стенку и думаешь: ну вот он, тупик, конец жизни, старость, маразм и все такое. А потом оказывается, что это не стенка, а ступенька, которую нужно просто перешагнуть, приподняться на другой уровень…».
«Со временем творчество Бутусова стало более камерным, из него ушли острые протестные темы, уступив место глубокому самоанализу. «Рано или поздно это должно было случиться. Я пытаюсь совершенствоваться. Я никогда не был сторонником примет времени, а был сторонником абстракции и символизма. С годами приходишь к выводу, что есть вещи основополагающие, универсальные, а все остальное — это мусор», — объяснил он причины процесса.
Но журналистам расставаться с Бутусовым-борцом не хотелось, и они вновь попытались вывести его на скользкие рельсы политики: «Значит, сейчас для рокера бороться с властью не актуально?». «Может, для жанра в целом и актуально, но мы с этим уже набаловались и нам уже не интересно. Не то чтобы это совсем выброшено за борт, просто это такое поле деятельности, которое рано или поздно осваиваешь, и дальше требуется расширять рамки…».
«А как же «Скованные одной цепью»?» — расстроилась пресса. «Я пересматривал отношение к этой песне и пришел к выводу, что если тогда она была направлена на конкретную систему — Советский Союз, то сейчас она актуальна в общечеловеческом понимании, безотносительно к политике…», — ответил гость.
«Но в мире происходит много деструктивных событий — войны, наводнения», — напомнили Бутусову коллеги в надежде, что ему станет стыдно, и он снова, как в юности, бросится на баррикады. Но Бутусов и не подумал: «Не только, — ответил он радостно, словно только того и ждал. — В мире параллельно со всем этим, на что у нас заточены глаза, еще происходят непрерывные чудеса, которых мы не видим».
«И что спасет мир? — спросили журналисты скептически, апеллируя к Бутусову уже как к мессии. «Мир спасут те глаза, которые откроются и увидят эти чудеса…».
Однако представителям СМИ было не до чудес, им хотелось знать, как рок-идол восьмидесятых дошел до жизни такой: «А вас разве не волнует, что в стране коррупция, преступность, нестабильность?». «Меня, как человека, конечно, все волнует, что вокруг происходит. Но проблема в том, что, как и восемьдесят миллионов лет назад, все одно и то же и в стране, и по всему земному шару. Как говорил Серафим Саровский, если хотите быть счастливым, сделайте так, чтобы вокруг вас хотя бы в радиусе километра все были счастливы. Вот это меня волнует, конечно, — проблема спасения человечества…», — смутившись от излишнего пафоса, Бутусов засмеялся.
Но и Серафимом Саровским, пусть даже в таком адаптированном виде (в оригинале фраза звучит по-другому), Бутусову было не отделаться. «Тревогу, как у гражданина, что-то вызывает? — наехали на него уже конкретно. — Вот ваш коллега Юрий Шевчук на «Марши несогласных» ходит…». Слава посмотрел спокойно и сказал: «Я не пью». На этом политический пыл погас. Дальше — лишь всеобщий хохот.
Бутусов: где же выход...Вообще на протяжении всей пресс-конференции Вячеслав Бутусов, не уставая, радовал собравшихся неординарными высказываниями. Так, на вопрос, что его в современной жизни больше всего радует и что огорчает, Бутусов ответил: «Радует, что все к лучшему. И суд Божий, и конец света, и жизнь вечная — все самое лучшее впереди. Огорчает то, что мы морально к этому не готовы…». По лицам журналистов было видно, что радости своего кумира по поводу обрисованных им перспектив они не разделяют, но деваться было некуда: Бутусов поставил всех перед фактом.
Проблема компромиссов, возникающих у тех, кто пишет песни на потребу публики, фронтмену «Ю-Питера» неведома: «Все, что нужно музыканту, это уметь отображать музыку, которая к нему приходит. До меня более полноценно доходит музыка, стихи в готовом виде рождаются редко». Обилие отечественных рок-групп, стилей, направлений он воспринимает «как двадцатилетней давности процесс дифференциации и мельчания». В этом смысле современная музыка, на его взгляд, отражает тенденцию нашего общего измельчания. Но выход есть: «Надо дождаться, когда это все измельчает до состояния муки, и тогда уже новое тесто замесится и можно будет печь новый пирог. У меня остались две группы, которые я слушаю, это «Биттлз» и «Лед Зеппелин». На все остальное просто нет в голове места».
В фильме «Брат-2» Бутусов снялся из любви к своему другу Алексею Балабанову: «Мы с ним давние приятели, и я не мог так жестко взять и отказать, особенно на фоне того, что Боря Гребенщиков с Шевчуком отказались…». Журналистов интересовало, как Бутусову работалось с Бодровым: «Сергей — адекватный человек, каким вы его видите на экране, таким он был и в жизни, с такими людьми всегда легко».
Публика на концертах Бутусова, по его ощущениям, с годами меняется: «Сейчас, мне кажется, прибавилось молодежи, и как-то облегчилась атмосфера зала. Не от того, что они беззаботные, а от того, что у них нет ненужных забот».
Отдельный блок вопросов касался «Наутилуса». Объединять группу даже в честь юбилея Бутусов не собирается, поскольку не хочет «ставить фараона на подпорки»: «Мы оставили эту затею, чем дальше, тем она призрачнее. Это уже совсем не то, чего вы ожидаете. Так зачем вас разочаровывать и блефовать? Нашим гастрольным туром мы просто отдаем дань уважения группе. Мы сделали юбилейную программу, записали два альбома, в которые вошли почти все известные песни. Я благодарен, что был такой период фантасмагорический, я испытал все возможные степени заблуждений, начиная от студенческой эйфории, заканчивая псевдомастерством. Теперь лишь осталось применить этот богатый опыт с пользой».
После распада «Наутилуса» самым тяжелым было «возобновлять объяснения, почему он распался»: «Для меня это был день сурка. Периодически в разных интерпретациях возникала одна и та же ситуация: появлялся знакомый человек и спрашивал, а почему? Это было что-то из области фантастических фильмов».
К своей популярности Бутусов относится сдержанно: «Я всего лишь даю людям возможность проявить себя. Доля вот этого мнимого успеха — это их заслуга, не моя…» Несмотря на обширный гастрольный тур, музыкант по-прежнему больше любит студию: «Там большая степень свободы, нет такого жесткого казенного регламента, как в концертной деятельности. Я период работы в студии всегда с вожделением жду. Сейчас лелею надежду, что мы с Борисом Гребенщиковым запишем совместный альбом, мы давно вынашиваем эту идею».
Газеты Бутусов не читает, а читает лишь «специальную литературу». По телевизору смотрит преимущественно канал «Культура». Любимый писатель — Маркес, поэт «конечно, Пушкин».
В одном из интервью Бутусов объяснял причины долгого творческого простоя в «Ю-Питере» ожиданием коллективного просветления. «Дождались?» — поинтересовались у него. «Я думаю, мы движемся к этому. Смысл коллективного творчества заключается в согласованности, во взаимодействии, а это очень сложная вещь. Раньше, когда нас было трое, мы вообще называли себя лебедь, рак и щука. Сейчас постепенно притираемся друг к другу...».
На прощание лидер «Ю-Питера» пожелал всем веры, надежды и любви. В целом, язык музыканта, конечно, нуждался в определенном переводе с «космического» на повседневный русский. Но «переводчика» не было, поэтому журналисты услышали то, что услышали.
Прекрасная акустика, теплая, почти интимная атмосфера и психоделические видеоинсталляции на заднем фоне сделали двухчасовой концерт незабываемым. Бутусов спел многие старые хиты из разных альбомов времен «Нау», многие из них зал пел вслух. Легендарный хит Бутусова «Я пытался уйти от любви», хотя и исполненный в более сдержанной манере, вызвал у зрителей бурю восторга. Многие песни Слава пел как-то по-особенному, спокойнее и без надрыва, отчего их звучание стало более тихим и доверительным. В финале саратовцы вызвали музыканта на бис, и он под шквал уже ничем не сдерживаемых эмоций исполнил легендарный хит группы «Кино» «Звезда по имени Солнце». Присутствие на сцене Юрия Каспаряна сделало его звучание свежим и актуальным, как в девяностые…