Елена Кузнецова, фото Александра Ткачева. Газета «Моё» (Воронеж), 18 февраля 2000 г.
Сканы предоставил: Алексей Золотарёв, Воронежская обл. Обработка: naunaunau.narod.ru 5 февраля 2010 г.
Вячеслав Бутусов пошел
по скользкому пути
абсурдизма
Бывший лидер «Наутилуса» прибыл в Воронеж в гордом одиночестве. Вернее, в сопровождении двух молодых людей с экзотическими именами Василий и Тимофей. Вася Тютин, внешне очень похожий на Влада Сташевского, оказался директором Бутусова, а Тимофей наотрез отказался обсуждать с журналистами свою личность, сославшись на то, что он не певец и не танцор. Перед концертом Тимофей лично провел с охранниками подробный инструктаж. Да такой убедительный, что просочившийся за кулисы паренек без лишних разговоров получил под дых и минут пятнадцать не мог вздохнуть. Господин Тютин с явным удовольствием поделился с нами планами Вячеслава Бутусова, хотя и сообщил, что никаких особых пристрастий к творчеству своего «протеже» не испытывает.
— Чем сейчас занят Вячеслав?
— Написанием книги.
— Не рановато ли для мемуаров?
— Это не совсем мемуары, вернее, совсем не мемуары. Это литература. Рабочее название книги — «Состояние», собственно, именно состояниям человеческой души она и посвящена. Кроме того, уже почти готова большая программа «Бибигония», премьера которой должна скоро состояться в Питере. Почему я называю эту программу большой? Потому что там будет как минимум девять человек только музыкантов, играющих на разных инструментах, в том числе этнических. Ставит нам этот спектакль театр «Лицедеи», а по жанру это будет абсурдистское представление. Кроме того, Вячеслав только что завершил работу с бывшими участниками «Кино» — Каспаряном, Тихомировым: Слава исполнял роль вокалиста и делал аранжировки. Да, он еще написал две песни.
— Без помощи Кормильцева?
— А что тут такого? Был тандем, потом каждый из людей пошел своей дорогой. Слава пишет песни сам, а Кормильцев — очень хороший поэт и занят сейчас своими делами. Нельзя говорить, что Бутусов расстался с Кормильцевым. Это неправильно. «Наутилус» — завершенный этап пути. Та форма, в которой существовал «Наутилус», по словам Бутусова, себя исчерпала. И если вдруг коллектив опять соберется вместе и поедет по стране с гастролями, то ничем иным, кроме как чистой коммерцией, сие предприятие назвать будет нельзя. Поэтому Вячеслав заявляет честно: «Наутилуса» нет. Нет той атмосферы, нет той ситуации.
— Кто же те девять музыкантов, которые будут играть в «Бибигонии»? И что это, кстати, такое?
— Играть будет белорусская группа «Плато», а «Бибигония» — это название программы. У Корнея Чуковского есть персонаж по имени Бибигон. А Бибигония — это уже производный образ, который обрастает различными ассоциативными связями и, с нашей точки зрения, достаточно современен. И при желании в нем можно найти глубокий смысл.
— Если хорошо искать, то можно найти смысл в чем угодно.
— Да. Так вот, этот самый Бибигон родился достаточно давно, и Слава представил себе, как Бибигон рос, мужал, взрослел. На сегодняшний день это уже зрелый муж, этакий симбиоз Наполеона и Мюнхгаузена. Короче говоря, на сцене творится абсурдистское представление. А у публики появляется прекрасная возможность увидеть себя со стороны.
Надо отдать должное, воронежский концерт Вячеслава Бутусова был далек от абсурдизма: стул, гитара и процентов на 70 — старые песни, написанные Кормильцевым. Было по меньшей мере странно слушать такие песни, как, например, «Гудбай, Америка», без ударных и саксофона. Добросовестно отработав положенное время, Бутусов откланялся и ушел / сцены. И несмотря на то, что публика требовала спеть еще что-нибудь на «бис», Слава обратно не вернулся. Оказалось, что этим же вечером Бутусову нужно было ехать в Тулу.
Мы вошли в гримерку, Вячеслав достал тонкую сигару, закурил и предложил начать интервью.
— В этом году вам исполнится сорок лет...
— Извините, что перебиваю, но я терпеть не могу дни рождения. Мне гораздо больше нравятся безотносительные праздники, такие как Новый год ил же Восьмое марта. С каждым днем рождения понимаешь, что из жизни ушел еще целый год, вот сейчас вы мне напомнили о возрасте.
— Прошу прощения. В таком случае скажите, трудно одному держать зал?
— Конечно, труднее, чем, скажем, когда ты в поешь с коллективом, но я быстро привык. Надо просто закрыть глаза и представить, что вокруг никого нет.
— Вам не жаль, что популярная некогда группа «Наутилус Помпилиус» превратилась, увы, в легенду?
— По мне уж лучше красивая легенда... Да сколько можно, мы больше десяти лет колбасились!
— А «ЧайФ» вот уже пятнадцать лет колбасится.
— И пусть себе! Всему свое время и свое место, я просто понял, что мы уже исчерпались.
— Вы решили сменить жанр?
— Мне не хотелось бы в другой жанр переходить. Скорее это можно назвать другим форматом. Сижу в мастерской, занимаюсь стационарной студийной работой.
— И не тяжело одному, без Кормильцева?
— Почему одному? Я всегда работаю с кем-нибудь. Два последних, проекта были с музыкантами из бывшей группы «Кино» — Юрой Каспаряном, Игорем Тихомировым — и с «Аквариумом», на базе которого был создан альбом с участием других питерских музыкантов: Чижа, Насти Полевой и меня. Но я сейчас ухожу в сторону абсурдизма.
— Вам не кажется, что в последнее время слишком многие музыканты увлеклись этим достаточно скользким направлением?
— Мне это близко по натуре. Я десять лет изучал историю искусств, поэтому не могу быть неискушенным человеком в этой области. Скорее наоборот, я слишком много видел. Поэтому лично мне на этом пути не скользко.