Илья Алексеев. «Собеседник» №42, октябрь 1990 г.
Сканы предоставил: Алексей Золотарёв, Воронежская обл. Обработка: naunaunau.narod.ru.
После двух лет молчания выпустил новый альбом «Наутилус-Помпилиус». Работа была практически закончена уже в июле, но музыканты решили дописать еще несколько песен, в результате чего альбом «Наугад» получился нестандартным — больше 60 минут. В группе обновлен состав — там уже нет Д. Умецкого. Тексты по-прежнему пишет И. Кормильцев. Музыку — В. Бутусов.
Культуре ленинградского рока было отпущено десятилетие торжества — 80-е годы. Оно началось примерно тогда, когда юный Виктор Цой, застенчиво улыбнувшись, сказал нам свое знаменитое: «Здравствуйте, девочки! Здравствуйте, мальчики!» Вышел из «андеграунда» Гребенщиков. Их популярность росла, а затем, в 86-87-м годах, разразилась снежной лавиной всеобщего признания. Все поняли, что это всерьез. И вот тогда появилась на Ленинградском небосклоне эта странная свердловская группа — «Наутилус». И поразила нас.
Образный мир Гребенщикова озарен лунным светом, сказочно таинствен, странен, акварельно-прозрачен. У Цоя — космичен, покрыт чернотой ночи, ярко контрастен, прекрасен и пугающ. Мир «Наутилуса» — распадающийся на части. Мир кривых зеркал и перекошенных лиц, «черных канав» — темных закоулков подсознания:
Я ищу глаза, но чувствую взгляд (Где выше голов находится зад) За красным восходом — розовый закат...
Говорят, что музыка — дорога в бесконечное. Поэзия — езда в незнаемое. Когда Бутусов спел (выкрикнул, выдохнул) в «Казанове» слово «кровь» — помните? — то на мгновение разверзлась перед нами темная бездна, бездна страшного и прекрасного в своей иррациональности чувства. От этого захватывало дух. Самой светлой их песней стала «Я хочу быть с тобой». Ее пела вся страна. Но и здесь:
Я ломал стекло, как шоколад в руке, Я резал эти пальцы за то, что они Не могут прикоснуться к тебе...
Этот мир нарушенного баланса добра и зла возник на спаде, на излете волны ленинградского рока. Исполнителям перевалило за тридцать. Слушателям — за двадцать. Подросло новое поколение — для них нужно петь о другом и по-другому. Да и жизнь изменилась. Все чаще за границей Гребенщиков. Этого человека ни при каких обстоятельствах не стоит хоронить заживо, но... Вот его собственные слова: «Я мог спокойно умереть уже в 1978 году, потому что все исполнил». Не слышно стало сверкнувшего в середине 80-х Кинчева. Замолчал Шевчук. И только Виктор Цой казался неподвластным времени... С его смертью закончились 80-е годы в истории русской рок-поэзии... Но вот «Наутилус» выпускает свой новый альбом. Уже сейчас понятно — у него будет необычная роль. Только вот какая именно? Чем станут эти песни? Восклицательным знаком, завершающим эпоху? Жалкой, фальшивой нотой, блеклым отзвуком прошлого? Или, быть может, нас ждет нечто новое, и мы скажем: в рок-музыке начались 90-е годы? Вот-вот альбом «Наугад» появится на студиях звукозаписи.