А. Горбатов. 1990 г.
Сканы предоставил: Droopy. Обработка: naunaunau.narod.ru, март 2010 г.
Рок как явление, многогранен и не имеет четких музыкальных границ. Не имеет он и географических границ, хотя а каждой стране в него добавляют свой колорит. Советский рок — не исключение, но он а свою очередь имеет еще и региональные особенности. По просьбе читателей мы готовим серию материалов о различных школах советского рока. Сегодня наш рассказ — о свердловской.
Речь пойдет о школе свердловского роке, ибо иные уральские столицы (Пермь и Челябинск) школ таковых, увы, не сумели создать. Кроме того, замечу, что ни один город российской периферии на сегодняшний день не сумел создать того явления в советской рок-культуре, которое маститые музыковеды и социологи называют «феномен свердловского рока».
Спору нет — на международную орбиту давно вышла сильнейшая школа советского рока — ленинградская, оставившая позади самобытную и уже изрядно постаревшую в лице А. Градского, А. Макаревича и прочих «дедушек» московскую школу рок-музыки. Бесспорно, также существование мощного «прибалтийского течения» — это прежде всего эстонский рок.
А вот свердловский рок начинался так. В 1963 году в Уральском госуниверситете возникает группа, которую относят сегодня к разряду «ископаемых» — рок-группа «Каменный пояс». Именно рок-группа, а не ВИА и т. д. Записей и воспоминаний о ней не сохранилось. Есть данные, что она прекратила свое существование в 1971 году, оставаясь верной классическому року в лице «Лэд Зеппелин» и «Роллинг стоунз», пробивших в конце шестидесятых мощную стену российского застоя (в области музыки, а частности).
В то время, когда на эстраде царили «Ариэль» и «Песняры», «Голубые гитары» и опять же «Червонные гитары», славный ансамбль «Орера», старшеклассник Саша Пантыкин вместе с закадычным другом Игорем Скрипкарем, а также с будущим барабанщиком Иваном Савицким и Виктором Парфеновым организовывают рок-rpyппy «Слепой музыкант». Она успешно существует и работает в относительной безвестности с 1973 по 1975 год. Вскоре «Слепой музыкант» переименовался в «Сонанс», в состав которого вошли музыканты Андрей Балашов, Михаил Перов Олег Андреев (впоследствии «эмигрировавший» в Москву в рок-группу «Николай Коперник»), а также талантливая рок-певица Настя Полева.
Через четыре года происходит раскол «Сонанса» на группы «2X2=4» (А. Пантыкин, М. Савицкий) и группу «Трек» (все остальные исполнители). Последняя существовала три года. А в декабре 1980 года. А. Пантыкин основывает группу «Урфин Джюс», подвергшуюся яростной критике на страницах газет.
Еще в начале 80-х годов завоевывает популярность в студенческой среде группа с претенциозным названием «Змей Горыныч-Бенд». Двое музыкантов из этой группы организуют впоследствии получившую популярность бард-роковую группу «Каталог» (самые известные «хиты» этой группы — «Песня о начальниках», «Песня аквалангиста», «Сочини себе веселье» и «Завод по производству песен»).
В середине 80-х годов на арену свердловского рока выходит «Сфинкс», проповедующий в своих опусах хард-рок в лучших традициях «Дип Перпл», впрочем, не избежавший повтора в творчестве, и интеллектуальная джаз-роковая группа «Экипаж», близкая по направлению к авангардному джаз-року. Музыка «Экипажа» была достаточно сложив для восприятия, что поставило группу в разряд непопулярных в молодежной среде.
В 1982 году заявляет о себе «Метро». Совместно с вокалисткой Алиной Матвеевой и клавишником Георгием Кауфманом музыканты «Метро» записывают несколько альбомов — «Прощальный вальс» (1983 год, чистый хард-рок), затем альбом «Опус» (1984 год).
Но вернемся в конец 70-х годов и упомянем о группе «Бумеранг». Возникла она еще а 1978 году. Основали ее музыканты А. Долгополое и В. Назимов. Просуществовала группа недолго. В марте 1979 года с приходом гитариста Егора Белкина и вокалиста Виктора Резникове возникает группа с новым названием «Р-Клуб», (надо полагать, что «Р» здесь обозначает слово «рок»), По иной версии — их приютил ДК фирмы детской игрушки «Радуга». 1978 год отмечен еще одним событием в истории свердловского рока, возникновением предтечи группы «Наутилус Помпилиус», «Али Баба и 40 разбойников».
1983 год принес в свердловский рок особый штрих. В этом году огромную популярность приобретает группа «Рок-полигон». Предвижу недоумение многих: что это за популярная группа, о которой мы слыхом не слыхивали? Все станет на свои места, если назвать лидера группы — Александра Новикова. Он в 1984-1985 годах приобретает просто фантастическую популярность, смахивая поначалу на Вилли Токарева, а затем заявив о себе как об индивидуальности в поп-музыке. В своей студии на Уралмаше А. Новиков записывает свой первый и единственный часовой концерт, в котором есть и безусловно талантливые песни — «Город древний, город длинный...» (посвящение старому Екатеринбургу), «Улица Восточная» и другие. Положенные на примитивную «блатную» музыку, саркастичные, язвительные стихи загуляли по стране. Увы, у автора возник конфликт с законом...
В начале 80-х годов в Свердловске получает известность новое направление: рок-сатире. Предтеча этому направлению — творчество группы социальной песни «Смех», созданной в 1978 году при Нижнетагильском пединституте под руководством Андрея Зотеева, ныне работающего в ансамбле политпесни «Смена» при ДК Уралмашзавода. Тексты острой сатирической направленности мелодическая, самобытная музыка — те факторы, которые сделали «Смех» популярной в студенческой среде. Можно ли обозначать стилем «рок» музыку группы «Смех»? Пожалуй, нет. Это какое-то новое музыкальное, если хотите, направление, определение которому пока не дано музыковедами и критиками, назовем его пока «новая мелодика».
Удивительный, поэтичный бард-рок представляла группа «Зеркало» под началом Сергея Молебнова. Интеллектуализм, актуальность и глубина текстов сделали «Зеркало» лидером среди молодой уральской интеллигенции. Цикл песен на стихи Гумилева (еще запретного тогда), крамольные стихи Мартынова, Вознесенского. Тексты самого «Зеркала»... Повоевали с чиновниками от искусства!
В середине 80-х годов традиции рок-сатиры (вспомним хотя бы цикл песен А. Градского на стихи Саши Черного) продолжила уникальная в своем роде группа «Водопад» имени Вахтанга Кикабидзе «из забытого богом» северного уральского города Верхотурье. Два альбома группы «Съезд пнков-рокеров» и «Говорит радиостанция «Юность» доказывают, что действительно набирает силу социальная рок-сатира. Музыканты «Водопада» создают на сцене театрализованное действо, органично вписывающееся в текст и музыку. Впрочем, здесь много музыкальных взаимствоэаиий. «Водопад» блестяще выступил в Свердловском дворце молодежи а марте 1988 года, в декабре — в Москве. Другие группы работающие в этом жанре, например, московские «Веселые картинки» или «Поп-механика» ленинградская «Авиа», к сожалению не могут пока достичь уровня «Водопада», их силы социального сарказма. Здесь и группа «Зодчие» осталась позади. Острой социальной направленностью пронизаны тексты группы «Чай-Ф», получающей всесоюзную известность. Сегодня можно с полной уверенностью сказать, что эта группа — вторая по популярности после «Наутилуса» в свердловском роке. К сожалению, недолго существовала в Свердловске пародийно-юмористическая рок-группе «Вафельные стаканчики». Ее создали студенты Свердловского архитектурного института.
«Иных уж нет, а те далече...». Жаль, что распадаются многие талантливые группы. Но жив свердловский рок. И как говаривали в недалекую еще старину, «смена смене идет».
В заключении несколько слов о «Наутилусе ». Думаю, что не преувеличу, если замечу, что судьба «НП» беспокоит не только автора этих строк, но многих тысяч читателей, а точнее почитателей, а точнее почитательниц, этой звездной группы.
Нет, не спешите хоронить группу, «взлетевшей» было глубоководный моллюск лег на время на дно, в среду потаенной глубиной неизвестности, чтобы всплыть, а быть может, потом и взлететь
Итак, «Наутилус Помпилиус» находится в творческом отпуске. Это значит, что каждый «наутиловец» готовит свой магнитофонный альбом. Слава Бутусов и Дима Умецкий совместно с приглашенным в Москву лидером группы «Урфин Джюс» и «Кабинет» Сашей Пантыкиным записали на тексты бессменного Ильи Кормильцева новый альбом. Свердловская «отрезанная часть» (говоря словами их же песен) группы записывает на сравнительно недавно созданной творческой студии «Наутилус Помпилиус» свои магнитофонные альбомы (дело в том, что студия располагает первоклассной звукозаписывающей аппаратурой). Эта группа «Ассоциация» во главе с саксофонистом «НП» Алексеем Моглиевским. Впрочем, предоставим слово коммерческому директору студи «НП» Виктору Зайцеву:
— В связи с появлением в Москве хозрасчетных центров типа студии «Алькор» или «Центра Стаса Намина» группа «Наутилус Помпилиус», пришла к выводу, что довольно зависеть от столицы, и здесь, в родном Свердловске давно пора создать свою профессиональную первоклассную студию. Идея была безоговорочно одобрена управлением культуры Свердловского облисполкома. Студия преследует цель: воспитание, становление и возможность творческого развития свердловской культуры рок-музыки, благо что свердловский рок оказался несомненным феноменом по всей стране. В студии работает несколько коллективов — В. Бутусов записывает свой авторский альбом в столице. Остальные члены «НП» — новая группа студии «НП» или ассоциация. С новым альбомом звукооператор группы «НП» В. Елизаров записывает свой самостоятельный магнитофонный альбом совместно с «Экс-Наутилусом». Итак, три программы только у «Наутилуса Помпилиуса». Помимо этих альбомов, рок-группа «Настя» (Н. Полева) записывают новую программу, готовит запись хоровая группа «Ева», в также новая группа «Сама по себе» С лидером «леди-рок» Еленой Смирновой.
Теперь созданы все условия на студии, чтобы «у себя дома, в Свердловске» не прибегать к помощи Москвы. Делать записи полностью соответствующие стандартам западной звукозаписывающей техники. Для этого есть все: и великолепная аппаратура, и музыкальные инструменты высокого класса. Интересно, что студия «Наутилус Помпилиус» получает средства не путем эксплуатации музыкантов в концертной деятельности (а теперь это стало именно эксплуатацией), а производством, скажем, рок-символики: календарей, альбомов рок-группы, значков, афиш, плакатов, а также освоено самостоятельное производство радиоаппаратуры и создание принципиально новых схем.
А. Горбатов, научный сотрудник Государственного Центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина.