Антон Курицынъ. «Столица С», 12 июня 1997 г.
Сканы предоставил: Андрей Мякушин, г. Саранск. Обработка: naunaunau.narod.ru, 4 февраля 2011 г.
Лидер группы был холоден и мрачен В «прощальное плавание» отправилась легендарная российская группа. «Наутилус» прекращает свое существование и задраивает люки перед последним погружением. Вячеслав Бутусов сосредоточится на студийной работе, а музыканты уходят в свободное плавание и создают новый музыкальный проект — «Ультиматум». В минувшее воскресенье «Наутилус» играл прощальный концерт в Нижнем Новгороде. Бутусов лежал в гостинице с температурой 40 градусов и прятался от российских журналистов. Но «Столице С» удалось встретиться с музыкантами и узнать о настоящих причинах распада.
(СОСТАВЛЕНО АЛЕКСАНДРОМ ЖИТИНСКИМ)
Группа «Наутилус Помпилиус» на свет появилась в 1978 году, когда три уральских студента, будущих архитектора — Бутусов, Умецкий (бас-гитара) и Гончаров (барабаны) — объединились под названием «Али-Баба» для записи своего альбома. Так или иначе, альбом был записан и получил название «Али-Баба и 40 разбойников». Название «Наутилус» появилось только в 1982 году, когда группа, дополненная лидер-гитаристом Садновым, работала над записью двойного альбома «Переезд» (1983). Период в основной студийной работе закончился в 1985 году записью альбома «Невидимка», уже замеченного любителями. В его записи кроме Бутусова и Умецкого участвовали клавишник Комаров и драм-машина. Тогда же в названии прибавилось второе слово — «Помпилиус», чтобы избежать путаницы с московской командой «Наутилус» Шахназарова и Моргулиса. В следующем году «Нау» произвел сенсацию на I фестивале Свердловского рок-клуба, а летом 1986 года записал свой знаменитый альбом «Разлука». Состав пополнился саксофонистом Могилевским, а многие тексты были написаны поэтом Кормипьцевым. В сезонах 1987-1988 годов группа много гастролировала (в нее вошили тогда еще клавишник Хоменко и барабанщик Потапкин), завоевала первые призы на многих фестивалях. В этот период группа потеряла Умецкого, но пополнилась множеством новых музыкантов.
написанные не без иронии Ильей Кормипьцевым — кормильцем «Наутилуса Помпилиуса» (в том числе и на самого себя). С пометкой: «Для служебного пользования».
Бутусов выступал
в Нижнем Новгороде
с высокой температурой
ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ
родился 15 октября 1961 года в Красноярске. Окончил Свердловский архитектурный институт,
женат, имеет двух дочерей. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.
В группе на протяжении многих лет носит прозвище «Мастер». Мрачен, но добр. Строг, но справедлив. При этом подвержен чужому влиянию. Работать с ним трудно, но интересно. Любимое состояние — спокойная и умиротворенная работа в студии, поэтому гастрольные поездки воспринимает как наказание.
Во время концерта очень часто поет с закрытыми глазами, тем самым заставляя восторженных поклонниц затаивать дыхание. На самом деле в этом момент он думает о том, как бы поскорее «свалить» со сцены и как бы не забыть слова песни.
ИЛЬЯ КОРМИЛЬЦЕВ родился 26 сентября 1959 года. Окончил Уральский государственный университет. Женат, имеет троих детей: двух сыновей и одну дочь. Нет никакой клички. Живет в Москве. Самый эрудированный член коллектива: нет такой темы, в которой бы он не разбирался — от химии до космических технологий. Но как любой великий русский поэт, эмоционален, раним и неуравновешен. Всю жизнь стремится скрыться на каком-нибудь необитаемом острове и там писать стихи. Но даже на острове он будет знать, сколько компакт-дисков группы продано на текущий момент.
АЛЕКСЕЙ МОГИЛЕВСКИЙ родился 7 февраля 1960 года. Играет на саксофоне, клавишах, губной гармонике, гитаре и вообще пытается играть на всех инструментах, но на это не хватает времени. Окончил Свердловское музыкальное училище им.Чайковского, профессионально занимается аранжировкой. Женат, имеет двух сыновей от первого брака. Проживает то в Питере, то в Екатеринбурге. Прозвище — «Могила». Неукротимый генератор идей, постоянный источник беспокойства. Обладает огромной, но не всегда целенаправленной энергией. Четыре года назад перестал употреблять алкогольные напитки и сразу стал руководителем «ячейки» борьбы за трезвость в коллективе. Очень любит свою собачку — скоч-терьера по кличке Роджер. Музыкант до мозга костей, ни с чем, кроме музыки, свою жизнь не связывает.
НИКОЛАЙ ПЕТРОВ родился 24 октября 1960 года. Гитарист. Самый молодой (не по возрасту, а по стажу — участник «Наутилуса» с лета 1994 года) член группы. Поэтому иногда его называют «новичком», «пацаном» и другими аналогичными терминами. Также окончил училище им. Чайковского. Очень веселый человек, устойчивого прозвища не имеет, поскольку имя Коля по своей природе не требует никаких кличек. До работы в «Наутилусе Помпилиусе» был преподавателем в музыкальной школе. Вносит в группу трезвую провинциальную струю, постоянно проживая в городе Первоуральске. В родных пенатах считается национальным героем, и поэтому, когда он возвращается с гастролей, все первоуральское население собирается слушать его рассказы.
АЛЬБЕРТ ПОТАПКИН родился 23 января 1968 года в городе Артемовске Свердловской области. Барабанщик. Женат, имеет дочь. Закончил опять-таки «Чайник» — музыкальное училище им. Чайковского. Начинал в группе «Агата Кристи». В настоящее время живет в Санкт-Петербурге. Является единственным членом группы, проживающим в частном особняке и имеющим личный автомобиль. Молод, а посему горяч. Истинный барабанщик: существует с жестким ритмом не только на сцене, но и в жизни. Владеет неистощимым запасом историй из музыкальной и армейской жизни и поэтому скрашивает своими бесконечными рассказами нудную гастрольную жизнь.
ИГОРЬ КОПЫЛОВ ПО КЛИЧКЕ «ГОГА» родился 20 июля 1962 года. Единственный в группе коренной питерец, патриотом которого является. До «Наутилуса Помпилиуса» играл в группе «Петля Нестерова». Гога - представитель питерских анархических группировок, своим поведением и менталитетом вносит соответствующую струю в творчество коллектива.
Превыше всего в жизни ценит свободу от чего бы то ни было и именно поэтому, видимо, в порядке самонаказания, избрал для себя инструмент, позволяющий минимальную свободу в рамках рок-ансамбля: бас-гитару. Кроме этого, является единственным в группе владельцем дачно-приусадебного участка в городе Торжке Калининской области. Без Гоги группа была бы слишком серьезной.
Слева направо: Николай Петров, Игорь Копылов,
Алексей Могилевский, Альберт Потапкин.
Теперь они будут называться «Ультиматум»
Легендарная российская группа отправилась в последнее турне. Вслед за прощальными
концертами в Екатеринбурге и Новосибирске «Наутилус» прекратит свое
героическое плавание по музыкальным просторам страны и погрузится на
дно забвения. Бутусов сосредоточится на студийной работе, а музыканты
останутся довершать начатое дело. Они работают над новым проектом — «Ультиматум».
«Столице С» удалось побывать на прощальном концерте в Нижнем Новгороде
и встретиться с «Наутилусом» накануне окончательной размолвки.
...Кормильцев очень любит писать стихи и редко несет пророческую чепуху. Но однажды забылся и предсказал будущее «Наутилуса»:
— Вот уйдет Славка, уйду я — и группы не будет.
Мы долго трепались (дело было за Уральским хребтом). Сдували с рукописей моршанскую махорку и даже не думали, чем обернется эта дурацкая шутка. И вот через три года после той встречи дурное пророчество поэта сбылось. «Славка» уехал в Англию, записал «Яблокитай» и объявил о возможном уходе. Остальные сколотили новую команду и назвались «Ультиматумом». Одним словом, накаркали. «Наутилус» пошел ко дну. Теперь уже окончательно и бесповоротно. Музыканты подают на «развод», делят нажитое имущество, а Бутусов убивает аспирином температуру и прячется от журналистов в законспирированных гостиницах. В большой семье обычно частыми ссорами расшатанную любовь укрепляют. А в этой — любовью расшатывают прочные узы.
Все началось еще в те пещерные времена, когда будущие динозавры рока играли на домашних кастрюлях, героически отращивали полуметровые космы и надраивали волосы кирпичом хозяйственного мыла. Бутусов закончил институт и проектировал интерьер для уральского метро. Целых три года возился с чертежами, и тут один архитектор решил возвести станцию из малахита, чтобы увековечить свое скромное имя. Нашелся бесстрашный противник. Он показал ему предполагаемую смету и уговорил быть человеком, а не свиньей, хоть тот и главный архитектор метро. Но главный уперся и остался свиньей. И Бутусов ушел в музыканты. А вскоре получил пинок от Шевчука (в физическом смысле), который перепутал его с Мишей Борзыкиным. Хорошо, что тот потом во всем разобрался и замял совершенную ошибку крепкой мужицкой дружбой. Страна уже разучивала «Алена Делона» и покупала фото Бутусова на Арбате за рублевые ассигнации. И вот тогда на гребне всенародной любви он и посетовал писателю Житинскому на усталость.
— Все,— говорит, — хочется ничего не делать. Вообще ничего.
Житинский, конечно, посочувствовал и давай успокаивать: мол, это пройдет, это — временное помутнение в головном отсеке. И вроде бы прошло. Бутусов сочинял музыку и периодически менял звездную внешность. То челку отпускал, то хвостик заплетал, а то и вовсе стригся под ежика. Любая перемена всегда ему к лицу. Два года назад он покрасил волосы в пепельный цвет, запаковался в джинсы от Кельвина Кляйна и твердо пообещал завязать с алкоголем. И даже, говорят, бросил.
— У меня уж дочка больно строгая. Что не так — может наказать. Она же меня по утрам будит, завтраком кормит и на улицу гулять выводит.
А потом — так вообще мечтать пристрастился.
— Я был бы очень рад, если бы прилетели инопланетяне. Чтоб они помогли ускорить наше оздоровление. А если бы сам был инопланетянином, то постарался'бы уничтожить те вещи, которые портят нам настроение и мешают жить. Это — алкоголизм, бандитизм и бездуховность.
Инопланетяне, конечно, так и не прилетели, а Бутусов сам превратился в какого-то пришельца, для многих — слишком загадочного и непонятного. «Наутилус» назвал «виртуальной рок-группой». Сыграл самого себя у Балабанова в «Брате» (фильм даже на Каннском фестивале показывали). Сошелся с бывшим гитаристом «Кино» Каспаряном и готовит к выпуску совместный альбом. Он сам ускорил свое оздоровление и даже уехал в Англию записывать «Яблокитай».
— И каким образом Вы поставили в известность музыкантов об этом отъезде? — выпытывал у него известный музыкальный журналист Леня Захаров.
И Бутусов ответил как на духу:
— Да практически никак. С музыкантами у нас были осторожные разговоры на эту тему. Уезжал я с полным мешком сомнений — а зачем это вообще нужно?.. Получается ведь так, что я поехал, оттянулся... Но я ничего не могу поделать с тем, что получил массу удовольствия от происходившего со мной там... А музыкантам, честно говоря, нечего было сказать. Я не мог найти подходящих лозунгов для того, чтобы честно, но убедительно объяснить, почему все так произошло... Если не можешь нести ответственности за коллектив, за людей, с которыми работаешь, то не надо их мучить. Лучше отдать им бразды правления — пусть сами вершат свою судьбу, а не под началом такого бестолкового руководителя... Я не знаю, что будет дальше. Но ощущение тягомотиныхочется прекратить.
Вместе с тягомотиной прекращает свое существование и сам «Наутилус». Музыканты отправились в последнее плавание. Вслед за прощальными концертами в Екатеринбурге и Новосибирске легендарная группа ляжет на дно и покроется илом забвения. А пока — потихонечку задраивает люки и готовится к аварийной эвакуации.
Прощальный привет жителям Нижнего Новгорода музыканты передавали из «Юпитера» (одна из крупнейших площадок в городе). Бутусов лежал в гостинице с температурой (говорят, даже «скорую» вызывали), остальные музыканты отдувались перед местными журналистами. Лоцман команды на пресс-конференцию не пошел. Музыканты сидели, как на собственных похоронах. О «Наутилусе» говорили в прошедшем времени.
Фанаты в «Юпитере»
рыдали и курили анашу
— Время плакатной самодельщины уже прошло. И нам нужно развиваться, — Алексей Могилевский
угрюм и печален, смотрит загнанным волком, — у каждого из нас огромный творческий
потенциал. Но выразить его на все сто мы не можем. Выше уровня Бутусова здесь не
прыгнешь. Мы играем его музыку и должны находиться в тех рамках, которые устанавливает
лидер. Выходить за рамки Бутусова было бы неэтичным поступком. Распад «Наутилуса» — явление
закономерное. Мы сейчас где-то даже благодарим Славу за то, что произошло. Годы уходят.
Мне уже тридцать шесть. Многое не сделано, и хочется чего-то еще большего. Бутусов уже
достиг своего конечного уровня и закономерным образом решил завершить славную карьеру
лидера группы. Что сделано, то сделано. Сейчас я даже с каким-то непонятным ужасом думаю
о том времени, когда вдруг появится желание воссоединиться. Мне по большому счету неинтересно
работать в «Наутилусе». С другой стороны, я понимаю, что нам тогда будут платить
огромные деньги. Но мне уже почему-то не хочется ,как и прежде, получать за работу
какие-то крохи против тех огромных гонораров, что получает автор музыки.
— Слава — человек хороший. Но как руководитель — совершенно бестолковый. Этого он и сам не скрывает. Да, говорит, так и есть. Зачем, мол, я буду за собой людей вести в пропасть. Ну вот и решил, что пора подумать о новых партнерах. Мы его за это не судим. В принципе ничего не изменится. Я так же буду подавать ему руку. Так же встречаться, как и раньше.
— Теперь нам есть чем заняться. Нужно закончить новый проект — «Ультиматум». В нем участвуют музыканты «Наутилуса». Я пишу тексты. «Радио 101» уже ведет массированную атаку на умы наших потенциальных слушателей. Сил — достаточно. Записали первые 20 песен. Сыграем осенью. В общем, у нас есть товар. Пока нет купца.
— Нас часто спрашивают: «Последнее плавание «Наутилуса» — это что, хитроумный рекламный трюк?» Честное слово, нет. Скорее бы оно закончилось. Нам работать нужно. Конечно, жалко, что все так получилось. Мы же чувствуем, что на душе у наших слушателей. Чем он моложе, тем плаксивее становится. Начинает лить слезы уже в середине программы — на «Ален Делоне». У более старшего зрителя возникает грусть. Мы-то пытаемся его растормошить, а Слава... Выйдет, споет и уходит.
— О «Яблокитае» говорить можно бесконечно. Конечно, профессиональная работа. Я Славе аплодировал. А вот если судить о музыке... Они там друг друга компилируют. Бутусов стал перепевать свои песни — отдельными местами, а Кормильцев — компилировать великих поэтов. Они сами говорят, что в этом нет ничего страшного. Весь этот музыкальный материал нам на 70% известен. Дайте нам по компьютеру и два месяца свободного времени, и мы выпустим свой альбом.
— Что будет с Кормильцевым? Илья — весьма самодостаточный человек. Интеллектуал, всесторонне развитый. Он не пропадет. Во-первых, пишет музыкальные рецензии для газеты «Живой звук». Во-вторых, делает прекрасные переводы. Потом, он — хороший литератор. Будет книжки какие-нибудь писать. Но нам он в «Ультиматуме» вряд ли пригодится. Мне неинтересны его тексты. Там он что-то постоянно жует, ничего понять не могу. У него есть брат Женя. Он пишет песни для Насти Полевой, «Апрельского марша». Женя — гораздо больший поэт, чем его брат Илья. Кормильцев неряшливо оформляет свои идеи в литературном плане. У него есть хорошие тексты. Но встречаются и смешные вещи. Взять хотя бы «Ален Делона». Какой-то ребус-загадка.
— Наш рок приобретает новые формы. Столпы уходят, появляются новые кумиры. Запретов не осталось. Кого столпам ругать? С кем бороться? Они становятся легендами, историей. Пример «Наутилуса» заразителен. Расценивайте это утверждение как мой прогноз. Ожидайте дальнейших распадов...
Бутусов хмурился, угрюмо перебирал струны электронной подруги. Он вышел на сцену с высокой температурой, стыдливо утирая капельки пота. И канул в азотную гарь — пиротехник химичил за кулисами — тихим сгорбленным призраком. Возле парадного крыльца «Юпитера» рыдали юные наркоманки и бился в истерике человекообразный панк. На улице завыли «девятки» — от дамского визга сработала сверхчувствительная сигнализация. И в небо взметнулась стая входных билетов. Музыканты раздавали автографы. Под ликом Бутусова красовалась закорючка басиста. Капитан гибнущего «Наутилуса» скрылся первым на новенькой иномарке...