«Наутилус» идет ко дну

Антон Курицынъ. «Столица С», 12 июня 1997 г.
Сканы предоставил: Андрей Мякушин, г. Саранск. Обработка: naunaunau.narod.ru, 4 февраля 2011 г.


Бутусов на концертеЛидер группы был холоден и мрачен В «прощальное плавание» отправилась легендарная российская группа. «Наутилус» прекращает свое существование и задраивает люки перед последним погружением. Вячеслав Бутусов сосредоточится на студийной работе, а музыканты уходят в свободное плавание и создают новый музыкальный проект — «Ультиматум». В минувшее воскресенье «Наутилус» играл прощальный концерт в Нижнем Новгороде. Бутусов лежал в гостинице с температурой 40 градусов и прятался от российских журналистов. Но «Столице С» удалось встретиться с музыкантами и узнать о настоящих причинах распада.

Из Досье «Столицы С»

(СОСТАВЛЕНО АЛЕКСАНДРОМ ЖИТИНСКИМ)

Группа «Наутилус Помпилиус» на свет появилась в 1978 году, когда три уральских студента, будущих архитектора — Бутусов, Умецкий (бас-гитара) и Гончаров (барабаны) — объединились под названием «Али-Баба» для записи своего альбома. Так или иначе, альбом был записан и получил название «Али-Баба и 40 разбойников». Название «Наутилус» появилось только в 1982 году, когда группа, дополненная лидер-гитаристом Садновым, работала над записью двойного альбома «Переезд» (1983). Период в основной студийной работе закончился в 1985 году записью альбома «Невидимка», уже замеченного любителями. В его записи кроме Бутусова и Умецкого участвовали клавишник Комаров и драм-машина. Тогда же в названии прибавилось второе слово — «Помпилиус», чтобы избежать путаницы с московской командой «Наутилус» Шахназарова и Моргулиса. В следующем году «Нау» произвел сенсацию на I фестивале Свердловского рок-клуба, а летом 1986 года записал свой знаменитый альбом «Разлука». Состав пополнился саксофонистом Могилевским, а многие тексты были написаны поэтом Кормипьцевым. В сезонах 1987-1988 годов группа много гастролировала (в нее вошили тогда еще клавишник Хоменко и барабанщик Потапкин), завоевала первые призы на многих фестивалях. В этот период группа потеряла Умецкого, но пополнилась множеством новых музыкантов.

Дискография

  1. «Переезд» (1983) Moroz Records
  2. «Невидимка» (1985) Moroz Records
  3. «Разлука» (1986) Moroz Records
  4. «Ни кому ни кабельность» (1987) Moroz Records
  5. «Князь тишины» (1988) Moroz Records
  6. «Человек без имени» (1989)/J.S.P.
  7. «Наугад» (1990) Moroz Records
  8. «Чужая земля» (1992) Moroz Records
  9. «Отчет» (1993) Moroz Records
  10. «Титаник-версия» («Наутилус» — «Аквариум») (1993)/ Apex Records
  11. «Титаник» (1994) «Бекар Рекордз», Moroz Records
  12. «Титаник-Live» (1994) «Союз»
  13. «Крылья» (1995) Apex Records
  14. «Яблокитай» (1997)

Характеристики музыкантов,

написанные не без иронии Ильей Кормипьцевым — кормильцем «Наутилуса Помпилиуса» (в том числе и на самого себя). С пометкой: «Для служебного пользования».

На сценеБутусов выступал
в Нижнем Новгороде
с высокой температурой
ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ родился 15 октября 1961 года в Красноярске. Окончил Свердловский архитектурный институт, женат, имеет двух дочерей. В настоящее время проживает в Санкт-Петербурге.

В группе на протяжении многих лет носит прозвище «Мастер». Мрачен, но добр. Строг, но справедлив. При этом подвержен чужому влиянию. Работать с ним трудно, но интересно. Любимое состояние — спокойная и умиротворенная работа в студии, поэтому гастрольные поездки воспринимает как наказание.

Во время концерта очень часто поет с закрытыми глазами, тем самым заставляя восторженных поклонниц затаивать дыхание. На самом деле в этом момент он думает о том, как бы поскорее «свалить» со сцены и как бы не забыть слова песни.

ИЛЬЯ КОРМИЛЬЦЕВ родился 26 сентября 1959 года. Окончил Уральский государственный университет. Женат, имеет троих детей: двух сыновей и одну дочь. Нет никакой клички. Живет в Москве. Самый эрудированный член коллектива: нет такой темы, в которой бы он не разбирался — от химии до космических технологий. Но как любой великий русский поэт, эмоционален, раним и неуравновешен. Всю жизнь стремится скрыться на каком-нибудь необитаемом острове и там писать стихи. Но даже на острове он будет знать, сколько компакт-дисков группы продано на текущий момент.

АЛЕКСЕЙ МОГИЛЕВСКИЙ родился 7 февраля 1960 года. Играет на саксофоне, клавишах, губной гармонике, гитаре и вообще пытается играть на всех инструментах, но на это не хватает времени. Окончил Свердловское музыкальное училище им.Чайковского, профессионально занимается аранжировкой. Женат, имеет двух сыновей от первого брака. Проживает то в Питере, то в Екатеринбурге. Прозвище — «Могила». Неукротимый генератор идей, постоянный источник беспокойства. Обладает огромной, но не всегда целенаправленной энергией. Четыре года назад перестал употреблять алкогольные напитки и сразу стал руководителем «ячейки» борьбы за трезвость в коллективе. Очень любит свою собачку — скоч-терьера по кличке Роджер. Музыкант до мозга костей, ни с чем, кроме музыки, свою жизнь не связывает.

НИКОЛАЙ ПЕТРОВ родился 24 октября 1960 года. Гитарист. Самый молодой (не по возрасту, а по стажу — участник «Наутилуса» с лета 1994 года) член группы. Поэтому иногда его называют «новичком», «пацаном» и другими аналогичными терминами. Также окончил училище им. Чайковского. Очень веселый человек, устойчивого прозвища не имеет, поскольку имя Коля по своей природе не требует никаких кличек. До работы в «Наутилусе Помпилиусе» был преподавателем в музыкальной школе. Вносит в группу трезвую провинциальную струю, постоянно проживая в городе Первоуральске. В родных пенатах считается национальным героем, и поэтому, когда он возвращается с гастролей, все первоуральское население собирается слушать его рассказы.

АЛЬБЕРТ ПОТАПКИН родился 23 января 1968 года в городе Артемовске Свердловской области. Барабанщик. Женат, имеет дочь. Закончил опять-таки «Чайник» — музыкальное училище им. Чайковского. Начинал в группе «Агата Кристи». В настоящее время живет в Санкт-Петербурге. Является единственным членом группы, проживающим в частном особняке и имеющим личный автомобиль. Молод, а посему горяч. Истинный барабанщик: существует с жестким ритмом не только на сцене, но и в жизни. Владеет неистощимым запасом историй из музыкальной и армейской жизни и поэтому скрашивает своими бесконечными рассказами нудную гастрольную жизнь.

ИГОРЬ КОПЫЛОВ ПО КЛИЧКЕ «ГОГА» родился 20 июля 1962 года. Единственный в группе коренной питерец, патриотом которого является. До «Наутилуса Помпилиуса» играл в группе «Петля Нестерова». Гога - представитель питерских анархических группировок, своим поведением и менталитетом вносит соответствующую струю в творчество коллектива.

Превыше всего в жизни ценит свободу от чего бы то ни было и именно поэтому, видимо, в порядке самонаказания, избрал для себя инструмент, позволяющий минимальную свободу в рамках рок-ансамбля: бас-гитару. Кроме этого, является единственным в группе владельцем дачно-приусадебного участка в городе Торжке Калининской области. Без Гоги группа была бы слишком серьезной.


Группа УльтиматумСлева направо: Николай Петров, Игорь Копылов,
Алексей Могилевский, Альберт Потапкин.
Теперь они будут называться «Ультиматум»
Легендарная российская группа отправилась в последнее турне. Вслед за прощальными концертами в Екатеринбурге и Новосибирске «Наутилус» прекратит свое героическое плавание по музыкальным просторам страны и погрузится на дно забвения. Бутусов сосредоточится на студийной работе, а музыканты останутся довершать начатое дело. Они работают над новым проектом — «Ультиматум». «Столице С» удалось побывать на прощальном концерте в Нижнем Новгороде и встретиться с «Наутилусом» накануне окончательной размолвки.

...Кормильцев очень любит писать стихи и редко несет пророческую чепуху. Но однажды забылся и предсказал будущее «Наутилуса»:

— Вот уйдет Славка, уйду я — и группы не будет.

Мы долго трепались (дело было за Уральским хребтом). Сдували с рукописей моршанскую махорку и даже не думали, чем обернется эта дурацкая шутка. И вот через три года после той встречи дурное пророчество поэта сбылось. «Славка» уехал в Англию, записал «Яблокитай» и объявил о возможном уходе. Остальные сколотили новую команду и назвались «Ультиматумом». Одним словом, накаркали. «Наутилус» пошел ко дну. Теперь уже окончательно и бесповоротно. Музыканты подают на «развод», делят нажитое имущество, а Бутусов убивает аспирином температуру и прячется от журналистов в законспирированных гостиницах. В большой семье обычно частыми ссорами расшатанную любовь укрепляют. А в этой — любовью расшатывают прочные узы.

Все началось еще в те пещерные времена, когда будущие динозавры рока играли на домашних кастрюлях, героически отращивали полуметровые космы и надраивали волосы кирпичом хозяйственного мыла. Бутусов закончил институт и проектировал интерьер для уральского метро. Целых три года возился с чертежами, и тут один архитектор решил возвести станцию из малахита, чтобы увековечить свое скромное имя. Нашелся бесстрашный противник. Он показал ему предполагаемую смету и уговорил быть человеком, а не свиньей, хоть тот и главный архитектор метро. Но главный уперся и остался свиньей. И Бутусов ушел в музыканты. А вскоре получил пинок от Шевчука (в физическом смысле), который перепутал его с Мишей Борзыкиным. Хорошо, что тот потом во всем разобрался и замял совершенную ошибку крепкой мужицкой дружбой. Страна уже разучивала «Алена Делона» и покупала фото Бутусова на Арбате за рублевые ассигнации. И вот тогда на гребне всенародной любви он и посетовал писателю Житинскому на усталость.

— Все,— говорит, — хочется ничего не делать. Вообще ничего.

Житинский, конечно, посочувствовал и давай успокаивать: мол, это пройдет, это — временное помутнение в головном отсеке. И вроде бы прошло. Бутусов сочинял музыку и периодически менял звездную внешность. То челку отпускал, то хвостик заплетал, а то и вовсе стригся под ежика. Любая перемена всегда ему к лицу. Два года назад он покрасил волосы в пепельный цвет, запаковался в джинсы от Кельвина Кляйна и твердо пообещал завязать с алкоголем. И даже, говорят, бросил.

— У меня уж дочка больно строгая. Что не так — может наказать. Она же меня по утрам будит, завтраком кормит и на улицу гулять выводит.

А потом — так вообще мечтать пристрастился.

— Я был бы очень рад, если бы прилетели инопланетяне. Чтоб они помогли ускорить наше оздоровление. А если бы сам был инопланетянином, то постарался'бы уничтожить те вещи, которые портят нам настроение и мешают жить. Это — алкоголизм, бандитизм и бездуховность.

Инопланетяне, конечно, так и не прилетели, а Бутусов сам превратился в какого-то пришельца, для многих — слишком загадочного и непонятного. «Наутилус» назвал «виртуальной рок-группой». Сыграл самого себя у Балабанова в «Брате» (фильм даже на Каннском фестивале показывали). Сошелся с бывшим гитаристом «Кино» Каспаряном и готовит к выпуску совместный альбом. Он сам ускорил свое оздоровление и даже уехал в Англию записывать «Яблокитай».

— И каким образом Вы поставили в известность музыкантов об этом отъезде? — выпытывал у него известный музыкальный журналист Леня Захаров.

И Бутусов ответил как на духу:

— Да практически никак. С музыкантами у нас были осторожные разговоры на эту тему. Уезжал я с полным мешком сомнений — а зачем это вообще нужно?.. Получается ведь так, что я поехал, оттянулся... Но я ничего не могу поделать с тем, что получил массу удовольствия от происходившего со мной там... А музыкантам, честно говоря, нечего было сказать. Я не мог найти подходящих лозунгов для того, чтобы честно, но убедительно объяснить, почему все так произошло... Если не можешь нести ответственности за коллектив, за людей, с которыми работаешь, то не надо их мучить. Лучше отдать им бразды правления — пусть сами вершат свою судьбу, а не под началом такого бестолкового руководителя... Я не знаю, что будет дальше. Но ощущение тягомотиныхочется прекратить.

Вместе с тягомотиной прекращает свое существование и сам «Наутилус». Музыканты отправились в последнее плавание. Вслед за прощальными концертами в Екатеринбурге и Новосибирске легендарная группа ляжет на дно и покроется илом забвения. А пока — потихонечку задраивает люки и готовится к аварийной эвакуации.

Прощальный привет жителям Нижнего Новгорода музыканты передавали из «Юпитера» (одна из крупнейших площадок в городе). Бутусов лежал в гостинице с температурой (говорят, даже «скорую» вызывали), остальные музыканты отдувались перед местными журналистами. Лоцман команды на пресс-конференцию не пошел. Музыканты сидели, как на собственных похоронах. О «Наутилусе» говорили в прошедшем времени.

Зрители в залеФанаты в «Юпитере»
рыдали и курили анашу
— Время плакатной самодельщины уже прошло. И нам нужно развиваться, — Алексей Могилевский угрюм и печален, смотрит загнанным волком, — у каждого из нас огромный творческий потенциал. Но выразить его на все сто мы не можем. Выше уровня Бутусова здесь не прыгнешь. Мы играем его музыку и должны находиться в тех рамках, которые устанавливает лидер. Выходить за рамки Бутусова было бы неэтичным поступком. Распад «Наутилуса» — явление закономерное. Мы сейчас где-то даже благодарим Славу за то, что произошло. Годы уходят. Мне уже тридцать шесть. Многое не сделано, и хочется чего-то еще большего. Бутусов уже достиг своего конечного уровня и закономерным образом решил завершить славную карьеру лидера группы. Что сделано, то сделано. Сейчас я даже с каким-то непонятным ужасом думаю о том времени, когда вдруг появится желание воссоединиться. Мне по большому счету неинтересно работать в «Наутилусе». С другой стороны, я понимаю, что нам тогда будут платить огромные деньги. Но мне уже почему-то не хочется ,как и прежде, получать за работу какие-то крохи против тех огромных гонораров, что получает автор музыки.

— Слава — человек хороший. Но как руководитель — совершенно бестолковый. Этого он и сам не скрывает. Да, говорит, так и есть. Зачем, мол, я буду за собой людей вести в пропасть. Ну вот и решил, что пора подумать о новых партнерах. Мы его за это не судим. В принципе ничего не изменится. Я так же буду подавать ему руку. Так же встречаться, как и раньше.

— Теперь нам есть чем заняться. Нужно закончить новый проект — «Ультиматум». В нем участвуют музыканты «Наутилуса». Я пишу тексты. «Радио 101» уже ведет массированную атаку на умы наших потенциальных слушателей. Сил — достаточно. Записали первые 20 песен. Сыграем осенью. В общем, у нас есть товар. Пока нет купца.

— Нас часто спрашивают: «Последнее плавание «Наутилуса» — это что, хитроумный рекламный трюк?» Честное слово, нет. Скорее бы оно закончилось. Нам работать нужно. Конечно, жалко, что все так получилось. Мы же чувствуем, что на душе у наших слушателей. Чем он моложе, тем плаксивее становится. Начинает лить слезы уже в середине программы — на «Ален Делоне». У более старшего зрителя возникает грусть. Мы-то пытаемся его растормошить, а Слава... Выйдет, споет и уходит.

— О «Яблокитае» говорить можно бесконечно. Конечно, профессиональная работа. Я Славе аплодировал. А вот если судить о музыке... Они там друг друга компилируют. Бутусов стал перепевать свои песни — отдельными местами, а Кормильцев — компилировать великих поэтов. Они сами говорят, что в этом нет ничего страшного. Весь этот музыкальный материал нам на 70% известен. Дайте нам по компьютеру и два месяца свободного времени, и мы выпустим свой альбом.

Что будет с Кормильцевым? Илья — весьма самодостаточный человек. Интеллектуал, всесторонне развитый. Он не пропадет. Во-первых, пишет музыкальные рецензии для газеты «Живой звук». Во-вторых, делает прекрасные переводы. Потом, он — хороший литератор. Будет книжки какие-нибудь писать. Но нам он в «Ультиматуме» вряд ли пригодится. Мне неинтересны его тексты. Там он что-то постоянно жует, ничего понять не могу. У него есть брат Женя. Он пишет песни для Насти Полевой, «Апрельского марша». Женя — гораздо больший поэт, чем его брат Илья. Кормильцев неряшливо оформляет свои идеи в литературном плане. У него есть хорошие тексты. Но встречаются и смешные вещи. Взять хотя бы «Ален Делона». Какой-то ребус-загадка.

— Наш рок приобретает новые формы. Столпы уходят, появляются новые кумиры. Запретов не осталось. Кого столпам ругать? С кем бороться? Они становятся легендами, историей. Пример «Наутилуса» заразителен. Расценивайте это утверждение как мой прогноз. Ожидайте дальнейших распадов...

Бутусов хмурился, угрюмо перебирал струны электронной подруги. Он вышел на сцену с высокой температурой, стыдливо утирая капельки пота. И канул в азотную гарь — пиротехник химичил за кулисами — тихим сгорбленным призраком. Возле парадного крыльца «Юпитера» рыдали юные наркоманки и бился в истерике человекообразный панк. На улице завыли «девятки» — от дамского визга сработала сверхчувствительная сигнализация. И в небо взметнулась стая входных билетов. Музыканты раздавали автографы. Под ликом Бутусова красовалась закорючка басиста. Капитан гибнущего «Наутилуса» скрылся первым на новенькой иномарке...


1997 год. Воспоминание о рок-н-роле или ... Все статьи 1997 года 1997 год. В последнее плавание на борту ...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей Обсуждение редких отечественных компакт-дисков