Наталья Сурнина. Журнал «Континент» №8, июнь 2008 г.
Сканы предоставил: Наталья Сурнина, г. Новосибирск. Обработка: naunaunau.narod.ru, 4 февраля 2011 г.
Вячеслав Бутусов
на прессконференции
На его песнях выросло целое поколение. И даже не одно. Его музыка уже стала
частью нашей истории, нашей культуры.
Прошло больше 20 лет с тех пор, как песни «Наутилуса» ворвались в этот мир. Но и сейчас нынешние 20-летние, закрывая глаза, вполголоса повторяют все то же безнадежное заклинание: «Я хочу быть с тобой... Я хочу быть с тобой... Я так хочу быть с тобой... Я хочу быть с тобой... И я буду с тобой...» и прощаются с Америкой, где не были никогда...
Есть музыканты, которые буквально наэлектризовывают пространство вокруг себя, превращая концерт в нереальный взрыв адреналина или в чистую эйфорию.
Есть музыканты, которые своими магическими ритмами и электронной пульсацией вводят слушателей в транс, заставляя всех до единого двигаться в такт музыке и, словно под гипнозом, повторять каждое звучащее слово...
Есть те, кто просто выходит на сцену и просто поет и играет — так, как будто вы сидите на кухне в компании старых добрых друзей и вместе поете свои любимые песни.
Вячеслав Бутусов не вписывается ни в одну из этих категорий. На сцене он держится совершенно отстранение и, пожалуй, даже скованно. За весь концерт обращается к публике только дважды — когда здоровается и когда прощается. Без тени улыбки. И если вы привыкли к бешеному драйву или к теплой, дружеской атмосфере — пожалуй, вы уйдете с концерта группы «Ю-Питер» разочарованным. Вам будет казаться, что вы недополучили чего-то самого главного...
Но если отвлечься от сцены и от фигур самих музыкантов и посмотреть на лица людей, стоящих и сидящих в зале, — вы сможете уловить это ГЛАВНОЕ. Оно — под ресницами у каждого. Оно — глубоко в душе. И Бутусов, стоящий с гитарой на сцене, — лишь проводник ТУДА.
Нужен ли здесь какой-то внешний драйв? Пожалуй, нет. Нужна ли задушевность? Да ведь она и так есть. Ведь все песни — родные до боли, давно затверженные наизусть — а точнее, by heart (сердцем), как говорят англичане.
Недавний концерт группы «Ю-Питер» в Новосибирске — лишь подтверждение сказанному. Публике не нужны были слова приветствия - отклик зала и так был потрясающим. И неудивительно — ведь на концерте звучали песни самых разных лет, начиная с первого альбома «Hay» и кончая «Тихими песнями» Ю-Питера (собственно, так и назывался нынешний гастрольный тур). И даже больше: несказанно порадовали «Звезда по имени Солнце» и «Пачка сигарет», вошедшие в постоянный концертный репертуар Ю-Питера благодаря участию Георгия Каспаряна. Пожалуй, эти две песни добавили того самого драйва и задушевности — и под «Гуд бай, Америка» хотелось уже просто утонуть в ностальгии, так тесно переплетенной с настоящим...
Нечасто Бутусова можно вызвать на бис, — но в этот раз он вышел и даже одарил присутствующих скупой улыбкой. И под занавес грянули «Крылья» — одна из самых мощных и прекрасных песен позднего «Hay»!
После такого финала концерт можно было назвать состоявшимся в полной мере. Люди расходились с просветленными лицами...
Ю-Питер на сцене... Вячеслав, вы довольны сегодняшним концертом? Поддержка от зала ощущалась?
Да, конечно. Качество новосибирской публики давно проверено. В большей степени наши концерты в Новосибирске удачно проходят именно по причине того, что нас хорошо принимают. Мы уже сюда ездим как домой.
Сегодня был действительно очень хороший концерт во всех отношениях. За него я бы поставил твердую «четверку»... Мы ведь смотрим изнутри, со сцены. На сцене много всяких ляпсусов может быть — исполнительских, технических... «Четверка» для живого концерта — это очень хорошая оценка. Идеальных концертов не бывает. Ну а публике, конечно, «пять» с плюсом сразу можно ставить!
Что вы чувствуете, в тысячный раз исполняя, скажем, «Я хочу быть с тобой»?
Надо ее как-то оживлять. Потому что когда впадаешь в состояние дня сурка — то очень трудно иногда какие-то эмоции проявлять. Но люди помогают — именно своим всплеском эмоций...
Что такое рок-музыка для вас?
Для меня критерий рок-музыки — это искренность и откровенность. Это характерно для людей, которым, в общем-то, скрывать нечего. Или даже если есть что скрывать — они все равно ничего не скрывают.
А как вы оцениваете сегодняшнее состояние рок-музыки?
Да никак. Я же не доктор и не министр культуры. Она еще не заслужила того, чтобы ее оценивать.
В каком возрасте вы начали играть на гитаре и писать песни?
В седьмом классе я начал играть на гитаре. А сочинять начал стого момента, когда понял, что запоминать для меня проблематично. И, если честно, какие-то банальные стихи писал — просто для того, чтобы проверить, как это вообще делается...
Как-то в сети я наткнулась на невероятно красивую композицию — три хита «Наутилуса» в исполнении симфонического оркестра. Там были «Прогулки», «Я хочу быть с тобой» и «Гуд бай, Америка». Что это была за версия? И как вы в целом относитесь к симфонической музыке?
Вероятно, это запись с презентации альбома «Крылья» в Московском Дворце Молодежи. Вначале играл увертюру Российский симфонический оркестр. А затем они вместе с нами исполнили первую песню — «Крылья».
Ну а что касается симфонической музыки... Я, конечно, профан в этом деле, но я в общем-то уважаю симфоническую музыку и в принципе предрасположен к симфонии. Для меня язык рок-музыки — он близок, да... А вот с симфонической музыкой я как-то «пролетел» в детстве...
Как за годы успешного и, в общем-то, благополучного состояния изменилось ваше сознание, мировоззрение? И что значит для вас успех?
Знаете, этот уровень благополучия настолько зыбок, что меня иногда ужас охватывает. В том смысле, что, выходя из собственного положения, я вообще себе плохо представляю, как другие люди живут в этом мире. Если меня можно назвать успешным, и благополучным, то... Просто ужас охватывает.
А успех — это просто от слова «успеть». Мы всю жизнь куда-то стремимся. Тут все зависит от степени целенаправленности. Я понял, что беги-не беги — все идет своим чередом. Так что торопиться не надо...
Вам нравится мир, в котором вы живете? И в каком мире вам хотелось бы, чтобы жили ваши дети?
Неоднозначно очень. Все зависит оттого, насколько я в данный момент крепок духом.
А что касается детей... Мне бы хотелось, чтобы они жили в мире в значении «покой и жизнерадостность». Мне кажется, это то, от чего мы отошли и к чему мы изначально стремимся.
У вас есть какая-то своя концепция воспитания детей?
На мой взгляд, нужно к детям относиться с положения своего возраста и своего статуса. Если мне 46 лет и я папа, то я должен с ребенком и разговаривать соответственно. Я не могу себе позволить со своим двухлетним сыном сюсюкать... Конечно, бывает, что я впадаю в состояние эйфории и умиляюсь. Но это такое детское обаяние, которое излечивает взрослых от черствости...
А чему бы вы в первую очередь научили своих внуков?
Знаете, очень хотелось бы научить их жить без опаски. Но, наверное, это все-таки формирует среда в целом. Если я смогу организовать в своей семье такую атмосферу, в которой нечего будет бояться, то они так и воспитаются. И ничего об этих страхах знать не будут...
У вас есть какая-то нереализованная мечта?
Можно назвать моей нереализованной мечтой попытку снять мультфильм. Как человеку с художественным образованием, мне интересны какие-то графические экзерсисы, находки. Одни из самых любимых мультиков — это, конечно же, Винни-Пух и Карлсон. К сожалению, недостаточно удачны, на мой взгляд, мультики по серии книг Туве Янссон про Муми-троллей. Для меня это — вторая книга после Библии. И вот к этим мультикам я бы даже хотел, наверное, написать музыку соответствующую...