«Московский комсомолец», 14 июня 1997 г.
Сканы предоставил: Екатерина Сашенкова, г. Москва. Обработка: naunaunau.narod.ru, 23 июня 2012 г.
Вячеслав Бутусов
на прощальном концерте
в Москве
Сегодня, 14 июня, в истории "Наутилуса" будет поставлена жирная точка. Двумя концертами
в Екатеринбурге (первый состоялся вчера) музыканты завершают свой прощальный тур и расстаются
с твердым намерением не работать больше под маркой "Нау".
Как и ожидалось, последние концерты группы везде проходят на ура. В Воронеже, например, в местный Дворец спорта вместо пяти возможных вломислоь восемь тысяч фанов, в результате чего возникла легкая давка и несколько человек вместо концерта попали в больницу. В Москве местом прощания был выбран монументальный ГКЗ "Россия". И что характерно, ни пропопсованная репутация зала, ни цены на билеты (за удовольствие быть поближе к "последнему погружению" требовали 500 тысяч) не остановили публику. Можно сказать, что это были самые эмоциональные вечеринки сезона и "Россия" чем-то напоминала "Горбушку". Крики, буйные пляски, море огоньков (пожарная служба все три дня была на грани нервного срыва) и чуть ли не водопады слез в финале.
Кстати, на этот раз традиционное нежелание музыкантов играть на бис чуть было не стало причиной тотального дистракшена в зале. Публика выла, топала ногами и требовала продолжения. "Они сейчас всё разнесут, надо что-то делать", - ужасалась администрация ГКЗ. Однако г-н Бутусов был непреклонен, потому что "всё - значит всё". По окончании последнего концерта, когда страсти грозили вылиться в локальные беспорядки, на сцену вышел клавишник и саксофонист группы Алексей Могилевский. "Теперь точно всё, - сказал он, сыграв что-то на клавишах, - Можно расходиться". Ему поверили.
Вряд ли стоит оценивать музыкальную значимость этих представлений. Они в первую очередь носили ритуальный характер, и к тому же, по старой заповеди, об усопших - либо хорошо, либо ничего.
Поэтому сегодня "ЗД" при помощи непосредственных очевидцев долгого плавания Бутусова и Ко по водам отечественного шоу-бизнеса предлагает немного покопаться в истории группы и сакцентировать внимание на обломках "Наутилуса". Ведь они хоть и обломки, но имеют вполне товарный вид.
Первые два года группа существовала практически без назания, хотя сами музыканты, шутя, называли команду "Али-Баба". Магическое слово "Наутилус" появилось лишь в 1983 году. Через два года музыканты с удивлением обнаружили, что на территории СССР вообще и в Свердловске в частности не только они читали Жюля Верна и как следствие этого помимо них существовал еще десяток "Наутилусов". На помощь пришел полиглот Илья Кормильцев. Именно он предложил дополнить уже сущетсвующее название именем моллюска, о котором где-то прочитал. Так появился "Наутилус Помпилиус".
Он состоялся 26 октября 1983 года в Свердловске, в ДК МЖК. Затеял его Володя Шахрин, в те времена депутат райсовета. Концерт был подпольный, то есть знали о нем все кто ни попадя. При входе случилась давка, каждый второй проходил, называя фамилию Пантыкина, лидера культовой тогда свердловской команды "Урфин Джюс". В итоге самого Пантыкина организаторы концерта впускать категорически отказались. Звук был плохой, свистело, музыканты начали бодро, но скоро скисли. Выступление вышло сырым, непродуманным... Зал орал, хлопал, свистел... Ушли с импровизированной сцены разбитыми, потом долго пили и огорчались.
Тексты одного из самых знаменитых альбомов - "Разлука" - писались Ильей Кормильцевым в 1984 году. Илья в пижаме сидел по ночам в подъезде, поскольку дома курить не позволялось, и писал тексты будущих суперхитов на кусочках бумаги... Когда два текста были готовы, один из друзей Кормильцева прочитал их и с полной уверенностью сказал: "Илья, тебя посадят..." В ответ Илья улыбнулся, но невесело, потому что не был героем. Тексты назывались "Скованные одной цепью" и "Метод Станиславского". Впоследствии оба перешли к Бутусову, и летом 1986-го один стал песней. Второй потерялся. Кормильцев до сих пор считает, что второй был намного лучше, но, к сожалению, Слава всегда не слишком осторожно обращался с бумажками, а Илья никогда не оставлял черновиков...
Четвертого августа 1986 года состоялась премьера "Разлуки". Скандал состоялся двумя днями позже, прибежал всклоченный президент рок-клуба Коля Грахов и активно запротестовал: "Скованных" нельзя!" Надо сказать, что разные опасения были у участников "Нау2 и раньше. От греха подальше в строчке "За красным рассветом коричневый закат" последний был благоразумно окрашен в розовы цвет. Теи не менее начались судорожные переговоры с рок-клубовским начальством, в результате которых было решено распространять альбом без "Скованных".
Помогло недоразумение: одному из свердловских "магнитофонных" людей об этом решении не сообщили, он и продолжал гнать запись целиком, а когда недоразумение вскрылось, было в общем-то все равно. В деяниях незадачливого писалы пытались искать состав злоумышленного преступления, но не это важно. Важно другое: как рокеры ни боялись власти, власти почему-то не реагировали. Одному Богу известно почему. Но факт остается фактом: в не слишком жирное на демократию время гонений на "Скованных" так и не последовало. Хотя к выступлениям текст еще переписывали, пытались то-то подправить.
Несколькими годами позже один из бывших партийных, человек грузный и умный, случайно наткнулся на запись "Скованных", чутко выслушал до конца, вздохнул и признался с виноватой улыбкой: "Как они тогда смогли? До сих пор жутко становится".
«Ультиматум»:
Альберт Потапкин (слева)
и Алексей Могилевский
Обломки "Наутилуса", как уже сообщала "ЗД", получили название "Ультиматум". "Родители" новой группы -
бывшие участники "Нау" Алексей Могилевский (клавиши, саксофон) и Альберт Потапкин (ударник) - уже
выпустили первый сингл и в скором времени намерены обнародовать дебютный альбом. "Это бодрая молодежная
гитарная музыка, - объяснили г-да Потапкин и Могилевский корреспонденту "ЗД", - немного мрачноватая, но
с очень позитивным началом". Судя по песням с сингла, примерно так оно и есть. "ЗД", в свою очередь,
желает удержавшимся на поверхности "наутилусам" успешного плавания.