Екатерина Борисова, фото Алекс Федечко-Мацкевич. «Fuzz» №12, декабрь 2003 г.
Сканы предоставил: Екатерина Сашенкова, г. Москва. Обработка: naunaunau.narod.ru, февраль 2010 г.
На Пушкинской, 10 у каждого помещения — свой запах. В апартаментах БГ пахнет восточными благовониями, в книжной лавке — бумагой и пылью, у художников — красками и скипидаром... В квартире-студии Бутусова царит аромат крепких сигар. Больше, впрочем, здесь нет никакой экзотики: обычное рабочее помещение, пустоватое, даже аскетичное. Что не исключает общего ощущения тепла, — как и физического, измеряемого в градусах Цельсия, так и душевного, исходящего от самого Бутусова.
Чуть ли не с порога он начинает поить меня кофе, угощать сладостями, усаживает на мягкий диван, интересуется, куда мне удобнее положить диктофон... В некотором обалдении от такого радушия (мы ведь не друзья и даже не приятели) приступаю к рабочему процессу. Разговор крутится, естественно, вокруг только что вышедшего альбома "Имя Рек" (Бутусов & Ю-ПИТЕР — значится на его обложке, оформленной средневековыми гравюрами и стилизованными под них же портретами: Бутусов-солнце (Юпитер?) и Бутусов-месяц/луна (ведающая, как известно, водной стихией), — периодически отклоняясь в другие интересные стороны...
Fuzz: Какова история создания альбома?
Вячеслав Бутусов: Мы его готовили 2 года, с того момента как собрали состав Ю-ПИТЕРА. Дебют, первый блин... Есть в нем, конечно, оперативное понятие кома, но я надеюсь, что во втором альбоме все будет более структурировано, без суматохи и лишней нервотрепки.
Вячеслав БутусовFuzz: Почему так долго готовился альбом?
Вячеслав: Надо было коллективу сработаться, концерты поиграть. К тому же, мы особенно не торопились. Альбом назревал-назревал, — ну, и всё хорошо сложилось. Живую акустику — струнные — писали на "Мелодии", а основную часть альбома — на "Добролете", у Алякринского. Я в последнее время привык на "Добролете" писаться: там всё очень живо, народ знакомый, атмосфера хорошая... Микроб креатива присутствует постоянно.
Fuzz: Кстати, о струнных: почему вы использовали как скрипача именно Макса Иванова?
Вячеслав: Его рекомендовал Алякринский. Он как раз перед этим записывал ТОРБУ, и там использовались скрипки, — и мы захотели, чтобы Макс и нам все струнные прописал. Отлично записал, молодец. И вообще очень приятный человек. Правда, во время записи он пострадал самым невинным образом. На "Мелодии" студия соседствует с Лютеранской церковью, и у Макса там из скрипичного кофра сперли мобильный телефон. Прямо в церкви, нормально, да? Причем скрипку оставили, хотя она более ценный предмет, на мой взгляд... Но это единственный такой случай, а в целом во время записи всё было тихо и спокойно.
Fuzz: Почему названия альбома нет на его обложке? Это некий концептуальный ход, наподобие обложки "Led Zeppelin-IV"?
Вячеслав: Нет, это результат длительной борьбы с издательским лейблом по поводу того, как они строят свой промоушн. Там всё упиралось в раскрученное имя. Просто надписью "Ю-ПИТЕР" они не захотели ограничиваться, потому что считают, что это название никому ни о чем не говорит. Дали задание художнику вставить еще фамилию "Бутусов". А если бы прибавилось еще и название альбома, получилось бы три надписи, а они считали, что это уже много. И таким образом название уплыло внутрь. LED ZEPPELIN, кстати, тоже ведь боролись со своим выпускающим лейблом, хотя и с противоположной целью, и им удалось победить лишь за счет своего авторитета. А у нас такие номера не проходят, — видимо, мы еще недостаточно авторитетные люди. Более того: когда велись переговоры, мне цинично заявляли, что диск с надписью "Ю-ПИТЕР" стоит столько-то, "Бутусов" — чуть дороже, а если б вдруг можно было написать "НАУТИЛУС", то еще дороже можно было бы продавать... Такая вот торговля. Я спокойно к этому отношусь, потому что тут главное — до паранойи не доходить.
Fuzz: Кто делал оформление альбома?
Вячеслав: Мой товарищ по архитектурному институту Саша Коротич. Он по профессии — книжный график, причем очень хороший. У нас было 5 вариантов оформления... Мы оба сильно любим LED ZEPPELIN, и у Саши была классная идея с головой, внутри которой крутятся разные механизмы, шестеренки — что-то вроде обложек "Led Zeppelin-Ill" или "Physical Graffiti", очень красиво. И интересно. Но издатели требовали, чтоб обязательно на обложке была моя физиономия. И хотели, чтоб была фотография, но нам? удалось их уломать на рисунок. Дорогое издание альбома графическую идею отражает неплохо, а дешевое — не очень. Как, собственно, обычно и бывает в условиях отечественного рынка.
Fuzz: Часто приходится конфликтовать с лейблами?
Вячеслав: Постоянно. Изменения происходят лишь в том смысле, что из этого бизнеса отсеялись совсем уж случайные люди, которым было наплевать, музыку выпускать или колготки. А в остальном... Если раньше с издателями можно было говорить на равных, то сейчас все их разговоры носят этакий корпоративный монополистический характер, и стало труднее разговаривать. У них всему одно объяснение: "Извините, это бизнес".
Fuzz: На радиостанциях такое же отношение?
Вячеслав: Я там нормально общаюсь только с теми, кого знаю. На "Радио Россия" это Джордж Гуницкий, на "Нашем Радио" — Козырев... А в целом это происходит по рекламному графику: назначают время, я прихожу и даю какое-нибудь рядовое интервью. Вопросы традиционные: "Каковы ваши творческие планы?", "Что вы хотели сказать такой-то песней?" и "Расскажите про ваш альбом". Все, в основном, по информационной поверхности ведь плавают...
Fuzz: Вы часто сталкиваетесь с журналистской некомпетентностью?
Вячеслав: А тут та же система, что и в бизнесе: не могу сказать, что стало больше профессионалов, но они как-то устаканились. Был период, когда все подряд этим занимались, — послеперестроечный период, — так просто катастрофа была! А сейчас профессионалы остались на своих местах, да и молодежь как-то к этому больше предрасположена.
Бутусов: рукамиFuzz: Как вы вообще к профессионализму относитесь?
Вячеслав: С большим уважением. Терпеть не могу дилетантских разговоров, они совершенно бессмысленны. И раздражают меня очень сильно.
Fuzz: Некоторые деятели андеграунда зачастую противопоставляют профессионализм и духовность...
Вячеслав (смеется): Они вынуждены их противопоставлять! На самом-то деле противоречия не должно быть, это вполне взаимосвязанные вещи. Но, с учетом того, что система ценностей меняется, у нас сейчас профессионализм ассоциируется с деловыми качествами. Молодежь более цинична, прагматична... В этом нет ничего плохого, но когда критерии только такие, становится скучно. Сплошная математика в голове. Поэтому, когда я пытаюсь проявить пытливость на тему музыки, хочется чего-то такого... чтоб голова оттаяла.
Fuzz: Есть какие-то новые интересные впечатления?
Вячеслав: Вчера я послушал последние альбомы MUSE и PLACEBO. Меня вообще привлекают с технической стороны группы, в которых играют три человека. Интересует взаимодействие трех инструментов, — гитара-бас-барабаны, — их расклад по музыкальному ряду. И первые два альбома MUSE мне очень понравились, а вот "Absolution" не особо впечатлил. Там есть хорошие вещи, но кардинального рывка, движения я не почувствовал. А к PLACEBO, наоборот, я несколько утратил интерес после их концерта в Москве в Зеленом театре, — правда, я его видел не живьем, а по телику. И особых надежд не питал, а вчера послушал новый альбом — просто супер! Я, конечно, понимаю, что там очень много программинга, но то, что там придумано, никаким программингом не заменишь, — надо, чтоб в голове масло было.
Нас прерывает звонок в дверь: пришли фотографы. Вячеслав им тоже заваривает чай-кофе, предлагает угощение... Нить разговора тем временем теряется, и мы снова возвращаемся к альбому.
Fuzz: Песня "Реки БэГэ" — пародия?
Вячеслав: Там есть элемент иронии, но не злобной. Но вообще я давно считаю, что пора бы уже мне какое-то уважение Борису Борисычу выказать. Хотя я много раз участвовал в проектах, связанных с ним, и в совместных тоже... Еще мы сделали песню "Рок-н-Ролл Мертв" для трибьюта. Это мое такое "аллаверды" Гребенщикову. Правда, сейчас выяснилось, что никто толком не в курсе, что и как... Вообще я хочу эту песню записать под названием "Grateful Dead", потому что там есть в последнем припеве одна маленькая поправочка, — чтоб придать определенный пафос. Позитивный, здоровый.
Fuzz: А почему для трибьюта ПИКНИКУ вы выбрали "Сурги И Лурги"?
Вячеслав: Она мне интересной показалась. Но я понял, что песни Шклярского очень трудно исполнять, поэтому я и не рыпался, взял скромную песню, в которую можно было что-то привнести. Мне многие песни ПИКНИКА нравятся, но когда я пытался их исполнять, то почувствовал, что не готов пока. Там нужна была либо идея, меняющая всё в корне, либо просто нужно очень хорошо петь. Это не от умения зависит, а от органики: у него очень характерный голос.
Fuzz: В свою очередь, вашу песню "Колесницегонителъ" легко представить в исполнении Шклярского. Она такая ориенталъно-мистическая немножко...
Вячеслав: У меня даже были прикидки: какую из новых песен в чьем исполнении я представляю. И для меня это был бы идеальный вариант, полноценный альбом. Потому что у каждой песни своя эстетика, и если их раскидать на определенных исполнителей, то было бы интереснее. Полноценнее.
Fuzz: Ну, тогда "Я Покидаю Землю" можно было бы отдать КРЕМАТОРИЮ или БРАВО.
Вячеслав: БРАВО ближе. Я сразу ее видел как песню для БРАВО. Хотя изначально эта песня была ориентирована на "Lady In Black" URIAH HEEP.
Еще есть у меня эксцентричная идея сделать каверы известных песен SLADE, URIAH HEEP, DEEP PURPLE... Ностальгический такой сборник: я делаю болванки и приглашаю вокалистов. Например, я хотел, чтобы Боря исполнил "Сувенир" Демиса Руссоса, и для всех придумал песни, в которых они бы круто проявились. Но это интересно лишь в наших кругах, а издателям наверняка было бы по барабану.
Если возвращаться к альбому, то у меня там была задача выхолостить все элементы эпатажа, начиная от религиозных и заканчивая бытовыми, вплоть до сленга, и сделать его по возможности бесстрастным.
Fuzz: В нем есть некая отстраненность, конечно, но в целом он получился очень теплым.
Вячеслав: И слава Богу! Что-то же хорошее в нем должно быть?
Fuzz: Меня эта теплота немного удивила, потому что, например, от вашего выступления на фестивале "Рок к небу" ощущение было как от большой сосульки, упавшей на голову: сильный удар чем-то очень холодным...
Вячеслав: Я ничего не понял тогда про это выступление: я прямо из Екатеринбурга прилетел, а в самолете уши закладывает, и вообще у нас там как-то было неуверенно всё.
Fuzz: И что вас подвигло к участию в фестивале христианской направленности?
Вячеслав: Я просто знаком с его организаторами. И у меня не было повода отказаться (смеется). Я не считал, что мое участие в нем необходимо, что фестиваль принесет какую-то пользу церкви и всем остальным. Но поскольку там не было деструктивного начала, это уже было хорошо. А как популяризация христианства фестиваль — не самый лучший способ, конечно. Можно было что-нибудь поизящнее придумать.
Fuzz: А борьба с попсой...
Вячеслав: ...которая превратилась в пьяную драку?
Fuzz: ...которая стала нарастать и входить среди рокеров в моду, какое чувство у вас вызывает?
Вячеслав: Борьба — это такой вид спорта, к которому нужно предрасположенность ощущать. А я из активных видов спорта занимался только боксом, гимнастикой и футболом. Ну, хоккеем еще... Так что борьба для меня — это нечто неизведанное. Тем более с попсой. И вообще я считаю, что с ними не бороться нужно, — потому что они не в той весовой категории, — а достойно делать то, что не давало бы им повода выглядеть более выгодно, чем тот же Юрий Юлианович. А склоки... это в нашем возрасте несерьезно как-то. Я уважаю решительность, уверенность, непримиримость Юрия, бескомпромиссность Кости Кинчева... но всё это не стоит облекать в такой эксцентрический видеоряд, что получается какой-то анекдот. А это, в свою очередь, становится поводом для сравнения. Уж лучше таких поводов не давать. А еще лучше просто игнорировать. Вот какие, например, могут быть претензии у LED ZEPPELIN к Бритни Спирс?
Fuzz: Думаю, никаких.
Вячеслав: Я тоже так думаю. Они так высоко забрались, что её даже в микроскоп не видят.