Тимур Гераськин, Олег Каштанов. «Вечерний Саранск» №30, 1997 г.
Сканы предоставил: Андрей Мякушин, г. Саранск. Обработка: naunaunau.narod.ru, 4 февраля 2011 г.
Лидер группы "Наутилус-Помпилиус" Вячеслав Бутусов недавно сказал: "Я устал от музыкальной рутины. Хочется придумать сногсшибательный проект. Вот у Юрия Каспаряна есть крайне любопытное предложение, но сейчас я просто не имею права говорить о том, в чем оно заключается".
У нас со Славой
есть отличная
возможность порезвиться
Юрий Каспарян — экс-гитарист легендарного "Кино" и
творческий партнер
Виктора Цоя, участник захватывающих шоу "Поп-Механики" середины 80-х годов.
Для того, чтобы описать нынешнюю деятельность Юрия, необходимо вернуться в прошлое, к событиям почти что семилетней давности.
— После гибели Цоя в Юрмале 15 августа 1990 года в газетах о тебе писали нелепицу: будто ты ушел в религию, наотрез отказываешься давать интервью и собираешься навсегда покинуть пределы Родины. Что происходило на самом деле?
— Гибель Виктора глубоко потрясла меня: я понял, как много он для меня значил, как сильно все ситуации "Кино" модулировались им и какой это был адский труд. Гибель друга — плохой повод для публичных выступлений: в то время я просто не хотел общаться с журналистами. В религию я никогда не уходил. Перед поездкой в Париж (где мы занимались сведением "Черного Альбома") я крестился в Преображенском соборе, возможно, отсюда и слухи.
— Как строился имидж Цоя в лучшие для "Кино" времена?
— Сценический образ Цоя воплощался в манере форсированно, с растяжкой произносить слова, — нечто похожее на стиль "детей подворотни". Сценический облик Виктора удачно дополняла пластика. Рисунок танца в его композициях был ненавязчив — ритмичные движения мягко перетекали одно в другое — изысканно, плавно — и вдруг — резко контрастная графика тела аккомпанировала песни. Ну и, конечно, Цой — это человек в черном.
— Что Вам запомнилось в последний год перед его смертью?
— Конец 80-х — было странное время. С одной стороны, ревущие стадионы, приличные гонорары. Виктор был первым из рок-музыкантов, кому предоставляли лимузин. С другой — тогда все находилось на переломе. Начались бесконечные фестивали, "дорожки", "волны", "дожди" , где к одному хорошему исполнителю добавляли десяток похуже. И если из этих десяти кто-то один пробивался, к нему тут же вешали еще десяток. И сейчас мы имеем то, что имеем.
— Чем Вы можете объяснить постоянные изменения в известных коллективах: "Наутилус-Помпилиус", "Аквариум", "Браво"?
— Любая по-настоящему творческая личность должна попробовать себя в одиночку. Не в группе, не в стае, а попытаться-таки все сделать самому. Гребенщиков расставался с "Аквариумом", уход Бутусова ознаменовал распад "Наутилуса", а если вспомнить Стинга и других "закордонных" певцов, то все станет легко объяснимо.
— Коллектив каким-то образом создает сильные личности. Ведь из "Браво" в роли полноценных звезд ушли и Агузарова, и Сюткин?
— "Браво" руководит Евгений Хавтан. Так уж получается, что солисты быстро перерастают уровень группы. Хотя, тем не менее группа еще много лет будет пользоваться популярностью.
— Вот такой вопрос: несколько лет назад поговаривали о возможности возрождения "Битлз" в виду того, что Джона Леннона мог заменить его сын Джулиан. Не возникало ли у музыкантов "Кино" вариантов возрождения группы в той или иной форме?
— Нет. Никогда. Это просто невозможно — заменить Виктора.
— Вы с Виктором выступали в Америке?
— Ну это известная история. Мы прилетели туда по случаю показа фильма "Игла". Несколько раз сыграли по десятку песен.
— Так какое же это "крайне любопытное" предложение, которое ты сделал Вячеславу Бутусову?
— Речь идет о проекте "Незаконнорожденный, или алхимик Доктор Фауст". Этот проект включает в себя и создание одноименного фильма, даже уже написан сценарий . Только вот фильм этот мы снимать не собираемся. Возможно, будет ряд связанных между собой видеоклипов. Я считаю, что саунд-трек к несуществующему фильму — это идеальный способ передачи материала, совершенно развязывающий мне, как композитору, руки.
— Какая роль в "Незаконнорожденном" предназначена Бутусову?
— Когда появилась идея создать музыку к несуществующему фильму, мне было предложено выступить в роли композитора, и как-то само собой решилось, что автором текстов песен станет Слава (возможно, в следующем проекте он будет композитором). Мне нравится его рыцарская позиция и в жизни, и в творчестве (главное, без лишнего пафоса). Вместе мы каким-то образом активизируем лучшие, сильные качества друг друга.
— На какой стадии сейчас находится "Незаконнорожденный"?
— На стадии развития и подготовки к реализации. Нашелся толковый, решительный продюсер Илья Бортнюк, который не испугался этого проекта. Вообще, проект очень живой, у нас со Славой есть отличная возможностьпорезвиться. Словом, все увидите в видеоклипах.
— Будет ли когда-нибудь "Незаконнорожденный" исполнен вживую ?
— Я об этом даже не задумывался. В принципе, конечно, такое возможно. Но я в свое время просто "наелся" концертами, а Слава буквально только что покончил с насыщенной концертной деятельностью. Захотим ли мы к ней вернуться? Пока не знаю.
— Юрий, почему в составе предполагаемого творческого коллектива Бутусов-Каспарян ты именуешься Георгием?
— Ну, Юрий Каспарян это у всех с "Кино" ассоциируется. Здесь же я решил взять свое крестное имя.
— Ну, а за границу на длительное время уезжать не собираешься? Или, может быть, навсегда?
— Россию покидать не собирался и не собираюсь. Возможно, слухи о моем отьезде появились в печати из-за того, что я часто езжу в Берлин к своим друзьям, художникам Сергею де Рокамболь и Анне Николаевой.
— Мы слышали, они оказали сильное влияние на твое творчество?
— Конечно. Пожалуй, лишь Виктор Цой так же много значил для меня.
— Как Вы встретились с этими художниками?
— С Сергеем и Анной я познакомился спустя некоторое время после смерти Виктора на одной вечеринке. Что-то в них привлекло мое внимание, и я предложил отвезти их домой на машине... Приехали — я увидел очень странные и необычные работы. Но больше всего меня поразили вопросы, которые задавали мне Сергей и Анна, — порой жесткие, но точные. Так редко встречаются люди, умеющие задавать вопросы, но не давать ответы. Я был страшно заинтригован их искусством, его размахом, но сначала это происходило на интуитивном уровне.
Прошло три года, прежде чем я "въехал" в то, чем они занимаются. Это были три года интенсивной учебы в Швейцарии. Тогда я начал понимать, как много может сделать человек.
— У одного из наших сатириков есть такая фраза: "Человек может все. Вот это-то меня и настораживает". Что создают Сергей и Анна?
— Несколько лет назад Сергей предложил мне сделать музыкальную версию "Алфавита", которую он и Анна разработали еще в 87-м году, но предупредил, что до меня два композитора уже пытались — и им это не удалось, что это требует изменения отношения к музыке, и не только. Когда я начал пробовать, выяснилось — они знают то, что меня давно интересовало: как из хаоса звуков возникают музыкальные формы.
— Что такое этот "Алфавит"?
— Это очень специфическое произведение трансконцептуального искусства — нечто, находящееся на грани математики , мифологии, психологии... Это такие знаки, которые совершенно не похожи на привычный алфавит... "Алфавит" в известном смысле можно рассматривать как катализатор творческих состояний.
— Сейчас уже всем известно, что Гребенщиков весьма регулярно принимал ЛСД, а Константин Кинчев лишь три года как смог избавиться от наркотической зависимости. Как у тебя с этими искусственными стимуляторами?
— Я пытаюсь находить отдушину в самом творчестве.
— И получается?
— Я постепенно понял, что художники своих разработокушли куда дальше, чем я, и меня обуяла жажда знания. Сначала я просто играл с "Алфавитом", потом стал примериваться написать с его помощью музыку. Стал модулировать формы, ритмы. Постепенно образовался альбом "Драконовы Ключи", в котором я показал несколько новых, и, на мой взгляд, потенциальных направлений развития традиционной и современной музыки.
— То есть "Драконовы Ключи" есть попытка воплотить "Алфавит" в музыке?
— Шире. Альбом демонстрирует некоторые музыкальные структуры, рожденные с помощью "Алфавита". Каждая композиция развивает "Алфавит" в той или иной музыкальной эпостаси. И еще. Альбом является перефразом красивой книги, которую нарисовала Анна Николаева: там летают драконы, птицы и бабочки, ходят единороги, плаваютрыбы.
— Все равно мы ничего не поняли. Как это с помощью графических знаков создается музыкальное произведение?
— Я пока не стану раскрывать секрет. Это ноу-хау (смеется). Но скоро вы все узнаете.
На столь интригующей фразе мы и закончили беседу с Юрием Каспаряном.
В таком порядке ЦОЙ создал состав "Кино": Юрий КАСПАРЯН — гитара, Георгий ГУРЬЯНОВ — барабаны, Александр ТИТОВ (параллельно с работой в "Аквариуме") — бас-гитара, затем его заменил Игорь ТИХОМИРОВ из "Джунглей".