Сергей Гулюк. 2004 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 4 февраля 2011 г.
На Ю-Питере «Музыка не мешает?» — спрашиваю в момент, когда железное сооружение над головой грозит вот-вот обрушиться от грохота того, что называют прогрессив-хаусом и подают сегодня в сочетании с заводным галопом отдыхающих. Слова «звукоизоляция» хозяева заведения, очевидно, ещё не знают. «Разве это музыка» — отвечает мне Вячеслав Бутусов, провозгласивший ее вечную жизнь (но лишь при условии смены батареек) певец. «Как архитектор могу сказать, что это — всего лишь «резонация конструкции». Ну, лады, разобрались. Как хорошо иногда получить консультацию у человека, разбирающегося в архитектуре. Тем более, не так давно получившего «звезду отличия» в родном институте. О том, как его награждали в родном Свердловске (или Ё-бурге, как принято сейчас называть этот город), Вячеслав рассказывает мне в первую очередь.
Это такая формальная награда, которая вручается всем людям, учившимся в свердловском архитектурном институте и каким-то образом проявившим себя на публичном поприще. Такую же «звезду» вручили известному режиссёру Владимиру Хотиненко, но он учился намного раньше, чем я. Но для меня это просто формальность. Потому что то, что дал мне институт, не идёт ни в какое сравнение с любой наградой. Эйфория студенческой жизни — уже сам по себе большой подарок.
Помимо знаний об архитектуре, Вы ведь ещё рисуете. Говорят, неплохо. Это можно где-то увидеть?
Нет, это широко нигде не использовалось, кроме всяких одноразовых благотворительных выставок. Были прецеденты — я оформлял книжку, посвященную 25-летию группы «Машина Времени». В ней часть иллюстраций сделал Макаревич, а часть — я. Это была вещь не для личного потребления. Остальные работы делались в качестве подарков. Вот Гребенщикову я порядка ста листов подарил. Думаю, что это даже я не увижу.
Вы ещё и мультипликацией увлекаетесь...
Если быть точнее — увлекался.
Больше не собираетесь что-нибудь сотворить в этом жанре?
Всё зависит от моего энтузиазма, и это, в общем-то, возможно осуществить сейчас, потому что компьютерные технологии позволяют сократить штат работников (улыбается). В своё время у нас была идея сделать с молодыми киевскими мультипликаторами целую «мульт-оперу». Но потом произошли экономические изменения, дефолты, и наша идея не срослась. Я, кстати, давний поклонник киевской школы мультипликации — она всегда была на высоком уровне.
А энтузиазм пригодился в записи «Биографики»?
Пригодился, и очень помог установленный нами жёсткий график. Потому что дай нам волю записываться так, как мы себе это представляли, это могло бы вылиться в желание просидеть где-нибудь в тихом укромном месте на студии около года. Поэтому мы писали альбом в несколько непривычном для нас режиме — приезжали в Москву на день-два и всё быстро делали.
В итоге вы остались недовольны?
В рамках того, что и как происходило, я доволен.
Вас раздражает, когда «Ю-Питер» называют преемником «Наутилуса»?
Ну, так или иначе, этот шлейф остаётся, исторически так сложилось. Мы же не можем переставить факты или времена, поэтому — это неизбежно. Хотя по моим внутренним и субъективным представлениям, «Ю-Питер» — более универсальный коллектив, потому что он может вобрать и то, что было у «Наутилуса» и любой другой репертуар.
А что заставило Вас собрать «Наутилус» именно для фестиваля «Нашествие»?
Так получилось, что бренд этого фестиваля — «Главное приключение года» — себя полностью оправдал. Для нас это было действительно приключение, похожее на бойскаутское. Мы назвали потом наше шоу «Нашествие глиняных людей», потому что грязь повсюду была фантастической. С «Hay» мы выступали в жёстких рамках: у нас была всего лишь одна репетиция, а на следующий день мы уже поехали играть, поэтому немножко волновались.
Вы после этого заявили, что для воссоединения «Hay палец о палец не ударили...
Грубо говоря, не то чтобы не ударил, я сказал, что представляю все это несколько иначе. В основном, постарался Козырев (продюсер российского «Нашего Радио» — прим. автора), но я ему сразу сказал, что если он в силах в таких масштабах провернуть сбор музыкантов, убедить всех в необходимости этой затеи, тогда делаем. Не потому, что я этого не хотел, просто я представлял всё по-другому.
Сейчас в моде стилистика 80-х, то есть того времени, когда вы особенно блистали. Каким-то образом собираетесь использовать старые наработки в современном творчестве?
Для меня звучание 80-х, если брать за эталон «нью-вэйв», позже выродившийся в синти-поп, совершенно не вызывает необходимости делать то же самое. Нельзя абстрактно представить, что мы в машине времени перенесём всю нынешнюю публику и музыкантов пет на 17 назад. Если современных людей перенести в какой-нибудь 1986 год, то, думаю, многим это очень не понравится. Тогда порядок условностей был другим.
А Вам самому нравится синти-поп и подобные направления?
В чистом виде — не очень. Сейчас больше смысла имеют те группы, которые умеют делать симбиоз всего хорошего из разной музыки. Удачный пример — группа «Muse». По степени внутреннего темперамента, они мне очень нравятся. Хотя это другая музыка, другой уровень.