Звездный экспериментатор

Денис Турыгин, фото: Алина Власова. «New Musical Express», 15 октября 2001 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 4 февраля 2011 г.


КРЕПКИЕ СИГАРЕТЫ И КОФЕ. КОМПЬЮТЕР, СИНТЕЗАТОР, МАЛЕНЬКИЙ ДИВАН. ВЕШАЛКА СО ВСЕВОЗМОЖНЫМИ ГОЛОВНЫМИ УБОРАМИ И ТЕЛЬНЯШКА НА СТЕНЕ... ВЯЧЕСЛАВ БУТУСОВ ОТКРЫВАЕТ НАМ ЖЕЛЕЗНУЮ ДВЕРЬ, И МЫ ВХОДИМ ВНУТРЬ.

Постойте. А где же прозрачные колбы с разноцветными жидкостями, где магические кристаллы, где беспокойные гномы и летучие мыши, где, в конце концов, машина времени? Опять надули? Да и сам волшебник, чьи авангардные эксперименты вот уже который год будоражат слух и воображение утонченной публики, выглядит как-то не очень загадочно, а скорее устало. Говорит, что "в последнее время побаивается мистики и всего потустороннего". Строгий, но справедливый босс в интерьерах своего офиса. Воплощение спокойствия тибетских монахов, английской сдержанности и питерской интеллигенции. Вот только глаза — добрые. Умные, внимательные ко всему происходящему. Они выдают в нем одинокую птицу, которая летает где-то очень высоко и возвращается на землю лишь для того, чтобы донести до людей то. что узнала сама...

Вячеслав Бутусов После затопления "Наутилуса" Вячеслав Бутусов ринулся в пучину экспериментов и эстет-проектов: сначала "Незаконнорожденный алхимик доктор Фауст Пернатый Змей" с Юрием Каспаряном (экс-"Кино"), затем камерный сольник "Овалы", далее "Террариум" с БГ, а потом тесное сотрудничество с "Deadyшками", вылившееся в абсолютно аномальный альбом "Элизобарра-Торр".

"Все началось с темных посленовогодних концертов и столь обычного для меня мрачного расположения духа... Но был такой концерт в Питере — "Три дороги" (над которым, кстати, сильно глумился народ: мол, три дороги — маловато будет!), ставший для меня своеобразной отдушиной необходимого общения с друзьями — с Костей Кинчевым и Юрой Шевчуком. Хорошо, что мы нашли в себе силы тогда встретиться, мне это очень помогло. Я ушел в себя и, надо сказать, чувствовал себя великолепно — это был период просветления. Жизнь показалась мне легкой и простой, состоящей из множества маленьких отрезков..."

Реабилитация прошла успешно, промывание нервной системы посредством вовремя поставленной друзьями капельницы явно пошло на пользу рок-гуру. Открылось учащенное второе дыхание. И вновь представляется проблематичным подсчитать, сколькими проектами сразу сейчас занимается Бутусов. Но мы попробуем...

Один из самых ожидаемых проектов последних лет - "Звездный Падл". Звездная компания. Слухи о воссоединении группы "Кино" с новым солистом — Вячеславом Бутусовым. Когда информации нет — ее просто выдумывают. NME выясняет все из первых рук.

Это началось в 1997 году, когда автор и главный идеолог будущего "Звездного Падла" питерский художник Сергей де Рокамболь предложил Каспаряну и Бутусову участие в своем новом проекте. Бутусов, ничем после распада "Наутилуса" не обремененный, практически сразу согласился на роль сессионного вокалиста. Ему показалось это интересным. "Тогда я руководствовался исключительно идеями совместного сотрудничества. Был как раз переход от "Наутилуса" в свободное пространство, и меня очень интересовали такие проекты. Для меня это был романтический бардовский материал, не предполагавший никаких жестких рамок вроде ритмических сеток, которые сковывают аранжировки".

Три года альбом находился в стадии перманентного доделывания. "Юра Каспарян подходил ко всему очень основательно. Было очень много стадий творческого процесса. в течение трех лет песни по несколько раз переделывалось на разных студиях. Все происходило постепенно, на нас никто не давил. По своему личному опыту я знаю, что процесс пестования материала вообще бесконечен, это своего рода игра. Пока человек всецело увлечен этим и ему интересно, он может переделывать материал тысячи раз. В случае "Звездного Падла" процесс "возделывания" происходил так долго сознательно и целенаправленно".

Даже стихи Евгения Головина претерпели некоторые изменения. Например, в первоначальном тексте песни "Антарктида" один из куплетов звучал так: "вдали от зодиака / злая лесбиянка / раскинулась нагая антарктида / но мы идем вперед / е&ись она в рот / станция амундсен-скотт". На альбоме же неформатная строчка звучит совсем по-другому — "и пусть пропадет...". Потеряв при этом, по мнению NME, все свою колоритность. Но зато программные директора радиостанций FM-диапазона могут спать спокойно. Все получилось красиво, современно, загадочно и очень разностильно. Ледяная "Антарктида", веселая панковская "Мама, научи!", джазовая "Женщина в метро", прилатиненная "Мауна Лоа", шансонный "Гамбург"...

"Как ни странно, альбом получился очень разнообразным. Некоторые песни, на мой взгляд, являются просто шедеврами. Мне, например, очень нравится песня "Шаман". Многие вещи действуют на подсознательном уровне — это невозможно объяснить словами. В альбоме лежит ключ к пониманию чего-то несоизмеримо большего".

Звуки, извлекаемые из инструментов музыкантами группы "Кино", необычные стихи андеграундного поэта-эссеиста, узнаваемый вокал... А вот кто будет слушать такую музыку? "Киноманы", поклонники "Hay" или просто интеллектуалы-гедонисты? "Концептуальная музыка вообще проходит очень туго. Но зато остается в анналах музыкальной истории. Я думаю, "Звездный Падл" будут слушать абсолютно разные люди, способные понимать музыку на духовном уровне. Совсем необязательно быть интеллектуалом, чтобы интуитивно чувствовать красоту".

Стало быть, "Звездный Падл" станет глубоководной рыбой. Альбом да редкие появления в радиоэфире... Однако, как удалось выяснить NME, гастроли все-таки предполагаются. "Несмотря на то, что проект задумывался как исключительно студийный, гастролировать мы будем. Но для этого до конца года нужно провести подготовительный период, отработать материал для выступлений вживую. Думаю, что к концу нового года мы подготовим концертный материал, а также определимся с окончательным составом участников коллектива. Знаете, барабанщики и звукооператоры — это большой дефицит!"

"Live in New Vasyuki"

Бутусов на крыльце Как однажды сказал Константин Никольский, "новые песни пишет тот, у кого старые плохи...". Видимо, исходя из этого правила, Вячеслав Бутусов готовит к изданию альбом "Тихие игры", созданный на основе записей одноименной концертной программы. Это лучшие варианты исполнения песен, доработанные в студийных условиях. Записи с концертов в разных городах собирались долго, в течение полугода. В результате Бутусов решил, что все записи никуда не годятся, и решил их переписать. Поэтому сам концерт "Тихие игры" носит виртуальный характер и идет под кодовым названием "Live in New Vasyuki".

"В основном в альбоме использованы старые песни, но есть и новые, которые мне было интересно записать, потому что для меня этот процесс просто необходим. Мы приложили максимум усилий, чтобы все знакомые культовые песни звучали несколько... намного проще, чем, допустим, реклама пива "Солодов" или что-то такое".

Итак, вот доступная NME информация.
НАЗВАНИЕ: "Тихие игры".
ВИД: концертный альбом.
ЖАНР: новая волна.
СТИЛЬ: импрессионизм.
ЗВУЧАНИЕ: акустическое с небольшими вкраплениями студийной электроники.
БОНУС-ТРЕКИ: оригинальные версии песен, не исполнявшихся на концертах, записанные при участии известных питерских музыкантов, а также кавер-версия песни "One More Kiss" Пола Маккартни.
МУЗЫКАНТЫ, ПРИНИМАВШИЕ УЧАСТИЕ В ЗАПИСИ: Вячеслав Бутусов, Александр Воронов и Евгений Федоров (Tequilajazzz), Олег Сакмаров и Шарр ("Аквариум") и другие,
ИНСТРУМЕНТЫ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ПРИ ЗАПИСИ: Трехладовая деревянная гармошка, перкуссия ручной работы из Африки, барабаны знаменитой ленинградской фирмы "DiW", микрофоны фирмы "ЛОМО", стойки той же фабрики.
БЛИЖАЙШИЕ ВЫСТУПЛЕНИЯ: 28 октября — Пермь.

Альбом "Тихие игры" — лучший подарок поклонникам "Hay", а также прекрасная возможность познакомиться с историей этой группы для тех, кто начал интересоваться творчеством Вячеслава Бутусова после прослушивания песни "Настасья".

Маленький свечной заводик "Нау"

"Шар цвета хаки". "Ален Делон". "Гуд-бай, Америка!" — гимны модной декадентствующей молодежи второй половины 80-х. Эти песни всенародно любили за то. что они имели острую социальную окраску, высвечивали все нюансы общественных трансформаций. "Наутилус", потеряв в массовости адекватную себе аудиторию и превратившись в "Аврору", которую приветствовали красными флагами под звуки марша "Скованные одной цепью", стал жертвой общественного мнения.

"Распад "Наутилуса" был неизбежностью, и все это прекрасно понимали. На внутреннем уровне сопротивление, конечно, было — мало кто верил, что возможно законсервировать такой раскрученный продукт, как "Hay". Но с морально-этической точки зрения мы все (имеются в виду музыканты "Hay" — NME) осознавали, что либо группу надо вовремя сдать в музей, либо она прокиснет сама собой. Продолжать конвейерное производство хитов не было никакого интереса, кроме коммерческого. Группа превращалась в маленький свечной заводик, перешедший к тому же на параллельный выпуск мыла. Нам хотелось играть новый материал, а публике нужны были только хиты — новый "Hay" оказался бы полностью невостребованным. Это ужасно давило на психику. и мы смирились с общественным мнением, ломать которое было бессмысленно".

"Бутусушки INTERNATIONAL"

После более чем двух лет сольной деятельности Вячеслав Бутусов планирует собрать новую группу. Вернее, он ее почти собрал. После многочисленных кастинговых попыток найти молодые дарования, Бутусов решил пригласить "взрослых" музыкантов, с которыми хорошо знаком. Интересно, почему? "Я пришел к выводу, что если набирать в группу музыкантов по кастингу, то получится коллектив, за который можно будет нести исключительно продюсерскую ответственность. Взаимопонимания на почве коллективного творчества с такими людьми не будет никогда. А я считаю, что музыканты в группе должны быть объединены общей целью".

В итоге в состав будущего коллектива вошел Юрий Каспарян, близкий Вячеславу "по духу и в плане музыкальной сдержанности", и... А вот имена остальных участников Бутусов из этических соображений предпочитает пока не называть. Говорит, что "не стоит выводить коня из стойла раньше времени". Тогда возникает другой вопрос — если музыканты все такие профессиональные и опытные, не боится ли дядя Слава, что каждая из таких ярких творческих личностей будет, попросту говоря, тянуть на себя одеяло, а то и вовсе того — затмит? "Да это просто необходимо! Мне бы очень хотелось, чтобы каждый музыкант нес на себе определенную ответственность и по эффективности работал на полную катушку. По-другому не получится. Выдавать всем домашние задания я не собираюсь. :"! В таком случае могут получиться очередные "Иванушки International", играющие, правда, несколько другую музыку. Одним словом, шоу-бизнес получится, а я человек не предприимчивый и очень далек от этого".

Пользуясь удобным случаем. Вячеслав Бутусов попросил ММЕ дать все-таки объявление о вакантной должности барабанщика. Мы не могли отказать и даем объявление: "Неплохо было бы найти зажигательного молодого барабанщика лет эдак десяти, не признающего вообще никаких рамок. Вот это было бы здорово!"

Секреты актуальности

Бутусов в арке двораРок-н-рол — это
сиюминутная данность
Шевчук и "ДДТ", Кинчев и "Алиса", Гребенщиков и "Аквариум". Бутусова же носит, как на американских горках. Вечный билет выходного дня. Откуда такая страсть к экспериментам? "Это моя потребность. С точки зрения Юры Шевчука, "ДДТ" — это отлаженный механизм, который не требует, да и с самого начала не предполагал каких-либо конструктивных трансформаций, ведущих к изменению образа жизни, эстетики в целом. Костя Кинчев тоже уверен в том, что "Алиса" — это стиль, который не требует обновлений. А мне как человеку, часто сомневающемуся, все время кажется, что нужно менять траекторию и атмосферу полета в зависимости от видоизменений окружающей нас действительности. Я очень восприимчивый человек и не могу не реагировать на то, что происходит вокруг. На теоретическом уровне меня все время что-то подталкивает ко всевозможным экспериментам. Переходить из одного состояния в другое — это нормальное для меня явление. Иногда, кстати, подобные эксперименты происходят не по моей инициативе. Так было в случае с Борисом Гребенщиковым и проектом "Террариум".

Что, не обошлось без вмешательства потусторонних сил? "Стечение обстоятельств — это тоже неизбежная вещь. Должно быть как минимум три измерения, которые выстраивают объемную картинку. И обстоятельства — очень важный фактор. С другой стороны, все мои совместные проекты связаны с конкретными людьми, с их четкими идеями, которые впоследствии приобретают материальное воплощение... Единственное, что я для себя твердо уяснил. — мне нельзя ничего планировать, это просто бессмысленно. Я — человек настроения. Даже если я задумал какой-то проект, предположим, за год, это вовсе не значит, что он воплотится в жизнь. Другими словами, как говорил Козьма Прутков: "Всему — свое время и свое место!".

Мало того, что этот человек с радостью идет на эксперименты — его творческие игрища всегда находят ответную реакцию даже самого избалованного слушателя. В чем секрет? "Когда делаешь что-то с удовольствием и. кроме того, с искренностью, то это неизбежно начинает жить. Есть мертвые проекты, а есть плесень, в биологическом смысле этого слова, которая продолжает жить своей собственной жизнью, подпитываясь энергией и теплым отношением людей, близких по духу, по мироощущению. Существует немало исполнителей, которые морально устарели, но при этом продолжают вызывать понятные мне эмоции. К примеру. Doors в свое время были изнасилованы общественным мнением, но все-таки сумели сохранить в себе искренность. Я пытаюсь уйти в какое-то другое измерение, нахождение в котором могло бы придать моему творчеству желаемую окраску. Все это происходит на уровне интуиции. Как архитектор-градостроитель, я ко всему подхожу по определенной схеме — от общего к частному".

Не перестает удивлять стремление идти вперед, невзирая на косые взгляды и ехидные усмешки коллег по цеху. Плевать. В отличие от них он не теряет главного — актуальности. Бутусов совершенно не боится показаться смешным — и за это его любят. Он мечтает заняться мультипликацией или стать руководителем музыкального коллектива из очень маленьких детей. И не слишком любит панков, которые приходят по вечерам и кричат: "Бутусов — лох!".

Скоро день рождения (40), а у него — очередная экспедиция. "Это антарктическая экспедиция. Плохо представляешь себе, с какими трудностями придется столкнуться, а также кому и зачем это надо. Но романтическое стремление к открытиям живет внутри каждого мужчины — подобные путешествия происходили из века в век в разных ипостасях. Мы живем в технократическое время, и "Звездный Падл" — это тоже своего рода такой экстремальный поход. На уровне внутреннего сопротивления нужно быть готовым ко всему: и к ветру в 200 км/ч, и к температуре в минус 40. Мы уже не в том возрасте, когда все легко дается..."


2001 год. Наутилус похоронен в Англии... Все статьи 2001 года 2001 год. Почему затворник Бутусов закры...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Обсуждение редких отечественных компакт-дисковHTML-pedia Все о ВЕБ-строительстве с самых азов. Как создать страничку...