Нина Жаркова, фото: Иван Голов. «Домашний очаг», июль 2002 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, февраль 2010 г.
Вячеслав Бутусов:
Ксения — светлый луч...
С женой...
Так называется последняя песня Вячеслава Бутусова, и написана она для жены Анжелики. Он вообще утверждает,
что все песни посвящает ей.
— Этот вопрос, Слава, задают Вам, наверное, все журналисты. Что ж, Вы сами "приговорили" себя к нему, создав в своё время такую супергруппу! Итак: почему всё-таки перестал существовать "Наутилус Помпилиус"?
В.Б.: На самом деле всё очень просто — он себя исчерпал. Когда-то это была новая эстетика, новая волна. Десять лет мы всячески пытались трансформировать и реализовать стилистику нашего "дирижабля", но время, к сожалению, всё расставляет на свои места.
— Грустно... Давайте о чём-нибудь более весёлом, например, о временах, когда "Наутилус" только создавался.В.Б.: Первый в моей жизни ансамбль мы организовали в восьмом классе, он был без названия и состоял из двух человек. А в десятом классе, когда я с родителями переехал из Свердловска в Сургут, мы "состряпали" настоящую группу из четырёх человек. Я даже название придумал — "Биг-Вирус" — аббревиатура из фамилий участников: Бутусов, Игнатенко, Виноградов, Русаков. Ну а "Наутилус" возник, когда я ушёл из опостылевшего конструкторского бюро и решил сделать музыку своей основной профессией. Это решение созревало давно (я стоял по нескольку часов перед чертёжной доской, корпел над очередным планом, а в голове звучал рок), а окрепло благодаря Диме Умецкому, моему однокурснику, с которым всё свободное от архитектурных занятий время мы проводили в свердловском рок-клубе.
— А кто же вас загнал в "опостылевшее конструкторское бюро"?
Вячеслав Бутусов с дочерьми Семья в сбореВ.Б.: Да никто. Наверное, специальность архитектора я выбрал под влиянием профессии своего отца (он был транспортным строителем, и наше передвижение по стране — Красноярск, Сургут, Свердловск связано, кстати, с тем, что отца как ценного специалиста перебрасывали из города в город). А ещё мама страстно пыталась привить мне любовь к рисованию, несмотря на упорное сопротивление с моей стороны. И в Суриковскую художественную школу я ходил только из-за чувства ответственности перед мамой. Тогда музыка была для меня настоящей отдушиной. Зато теперь занятие графикой стало моим серьёзным увлечением.
— А чем, Анжелика, занимались Вы, до того как стали женой Славы? И чем занимаетесь сейчас, помимо дома, мужа и двух дочек?
А.Б.: В данный момент я пишу дипломную работу. Защищу — буду специалистом в области истории искусств. Моя давняя мечта серьёзно заняться своим образованием, поступив в университет, сбылась, когда Ксюше исполнилось пять лет. А до замужества... Не поступив в театральный, работала в рекламном агенстве в качестве фотомодели, затем устроилась на "Ленфильм". Проработав там некоторое время. я разочаровалась в актёрской профессии. Скорее всего, Господь уберёг меня от необдуманного шага.
— И Господь же свёл вас друг с другом. Как и где это произошло?
С маленькой дочерью... Бутусов —В.Б.: Прямо на улице, где я прогуливался вместе с другом. Он случайно увидел Анжелику, которую знал по "Ленфильму". Скорее всего, я помешал его "коварным" планам по поводу неё.
А.Б.: Интересно не само наше знакомство, а его предыстория. За какое-то время до нашей встречи я съездила по приглашению своих друзей-художников из Германии в Западный Берлин. Надо сказать, что мои друзья часто уезжали за город и оставляли меня одну в своём большом доме. Я с детства боялась оставаться одна, поэтому всю ночь напролёт горела ночная лампа и дружелюбно жужжал магнитофон. Целый месяц я засыпала под голос Славы Бутусова и Шаде, борясь с ночными страхами. Это были самые приемлемые для меня пластинки, которые я нашла в доме своих друзей.
Через некоторое время после возвращения из Берлина я устроилась на работу на "Ленфильм". И первые, кого я увидела в свой первый рабочий день на площадке, были ребята из "Наутилуса". Взглянув на Славу, я улыбнулась — этот человек, чей голос я слушала целый месяц, как будто материализовался передо мной. Конечно, тогда я не подошла к нему, потому что никогда не понимала фанатов, которые вторгаются в личную жизнь своих кумиров. Виртуальное и духовное общение — это да! Тот же автограф — для меня загадка. Для чего хранить ничего не значащую бумажку? Но я отвлеклась...
И вот однажды летом шла я по улице, перед переходом загорелся красный свет. Остановилась и вдруг услышала своё имя. Меня окликнул Миша, как оказалось, директор Славы. Ребята предложили прогуляться с ними, я согласилась. Слава только что вернулся из Западного Берлина после изнурительных гастролей, поэтому нам было о чём поговорить. Мы делились с ним впечатлениями, которые абсолютно не совпадали — у меня восторженные, у него тоскливые. После этого меня пригласили на вечеринку с жареной уткой. Так всё и началось... Слава тогда бы в состоянии вялотекущего развода. Но не я явилась причиной его неизбежного разрыва с женой, который Слава сильно переживал.
— А потом сделал вам предложение?
Бутусов,В.Б.:Год мы пристреливались друг к другу.
А.Б.: Мне было 18, поэтому Слава испытывал меня на прочность, ему казалось, что в таком возрасте все девушки легкомысленны. Например, неожиданно сообщал мне, что надолго уедет в Америку, или же звонил в любое время суток с просьбой о встрече. Конечно, в четыре часа ночи довольно сложно достойно отреагировать на такую просьбу, но я старалась не выходить из себя. Это был своеобразный тест на содержание верности в крови.
— Каково быть женой рок-звезды?
А.Б.: Трудно. Я чувствую неприятное вторжение в нашу жизнь чужих людей. И всё же главное в нашей семье — любовь, она помогает правильно расставлять приоритеты, меньше обращать внимание на какие-то неприятные моменты.
— Слава любит делать сюрпризы? Какой самый романтичный подарок Вы от него получали?
А.Б.: Слава очень любит дарить духи, а недавно подарил очень нетрадиционное по фасону платье... Но самыми романтическими были его признания — они всегда звучали неожиданно.
— Чем занимаются Ваши дочери?
В.Б.: Младшая Софья, ей три с половиной года (я её в шутку называю "светлый луч в тёмном царстве нашего кооперативного строительства"), занимается тем, что растёт не по дням, а по часам. Средняя дочь Ксения — очень ответственный и серьёзный человек, занимается музыкой, отличница. Она родилась в один день со своей старшей сестрой Анной, которая живёт в Москве, учится на филологическом отделении. Со старшей дочерью видимся, когда я оказываюсь по делам в Москве.
— Вам не хотелось поработать архитектором для своей семьи, построить большой и красивый дом?
В.Б.: Было бы неплохо...
— Слава, а есть что-то, чего Вам в жизни не хватает?
В.Б.: У меня есть семья, есть музыка, есть любимая графика... И этого мне вполне достаточно.
Нина Жаркова, фото Ивана Голова и из домашнего архива Вячеслава Бутусова.