Захар Мухин. 1994 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 04 февраля 2011 г.
Самое главное в жизни — умение грамотно организовать свой собственный досуг. В нынешние времена в народе больше всего почему-то ценятся походы «на Виктюка», в киноцентр или в гости — особенно к старым знакомым, которых ты не видел уже несколько лет...
В конце февраля — начале марта я часто в шутку говорил давним друзьям, что пойду на концерт «Наутилус Помпилиуса», но оказался на нем не в шутку, а всерьез. Чем стала плоха эта группа — об этом рассуждать можно долго. Распухшие амбиции и в равной степени размытые тексты, ловкое умение сыграть на людской беде... Задумайтесь на минуту над названием их последнего альбома «Титаник». С тем же успехом этот диск можно было бы назвать «Адмирал Нахимов», «Землетрясение в Армении» или, на худой конец, «Просчеты советского командования летом 1941 года». Ради сомнительного удовольствия полюбоваться кремлевскими звездами последней реставрации наши герои лет десять назад бросили свой замечательный архитектурный институт и в самом начале нынешней весны оказались на сцене ДК Горбунова.
...Атмосфера была неприятной уже в фойе — группа декоративных панков, одетых в рыболовные сети (!), скандировала, что они «педерасты, наркоманы, нацисты, шпана», и это было недалеко от истины. Тут же продавались ярко блестящие бирюльки, и народ не жалел на них денег. Поразил и такой момент — мне понадобилась спичка, и я целый час(!) не мог ее найти, многотысячная публика забыла, что такое спички. ...А в это время шоу в зале шло своим чередом. Бутусов, в совершенно нефункциональной безрукавке, рифмовал фараона» с «Тутанхамоном», а «лягушку» со «зверушкой». (К сожалению, не знаю, кто автор этих текстов, но если Кормильцев, то это явный поэтический регресс). Словно тени забытых предков, стояли на сцене музыканты, а какой-то тип с наслаждением насиловал клавиши и саксофон. Не удивлюсь, если им оказался Могилевский. Между песнями произносились монологи странного свойства, один из которых был откровенно хамским: « Я вынужден поздравить женщин, а в данном случае — скорее всего девушек, с 8 марта». Он вынужден!! А знает ли этот рок-музыкант, что права женщин ущемлены настолько, что, к примеру, в вестибюле Ленинградского вокзала существует два мужских туалета и ни одного женского? Но смешанная с грязью «слабая половина» ничего не заметила и продолжала лихо отплясывать сиртаки и показывать «козу». Не обошлось и без муссирования темы убийства Листьева, но об этом даже не хочется вспоминать. Вскоре я уснул, но был разбужен пьяными фанатками, визжащими мне прямо в ухо: «Как ты смеешь спать! Ты же на концерте!». И волей-неволей мне пришлось выслушать еще и пыльный шлягер про «замененные батарейки». (Уместнее было бы, если б его пели роботрясы Станислава Лема).
Подводя итоги, конечно же, нельзя сказать, что этот концерт стал шагом назад. «Наутилус» сделал их уже столько, что оказался там, где и положено, — в желудке машины-акулы шоу-бизнеса. Эта голубая хищница может раз в полгода публично показать вам своих заложников, мол, они «живы», и с ними хорошо обращаются. Но затем снова посадит их обратно е желудок, переварив по десятому разу, даже не поморщившись.
Помню, как четыре года назад, когда «Наутилус» еще не получал никаких оваций (а даже наоборот — завоевывал в молодежных газетах титул «разочарование года»), группа в состоянии полураспада выступала в том же ДК Горбунова. Зал был заполнен ровно наполовину — к тому моменту (декабрь 90-го) широкие народные массы успели подзабыть «Наутилус» , временно променяв его на звезду «по имени Солнце» (которую, к слову, критики умудрялись сравнивать даже с Амандой Лир).
Тем не менее тот концерт стал попыткой группы подняться из пепла: исчезли цирковые костюмы, Бутусов был собран и старался, словно студент-заочник на экзамене, в музыке звучали боль и драив, слух больше не резал кабацкий саксофон Могилевского. Обманутая публика недоумевала — они ждали совсем другого, и им было явно жаль потраченных на билет шести рублей... Нынешней публике тоже было что терять. После концерта прямо в парке зрителей поджидали традиционные для этой местности неофашисты. Их было немного, человек 25, но они сделали с огромной толпой все, что хотели. Многие фаны брели к метро с разбитыми лицами и без кожаных курток — так сказать «финита ля комедия».
Однако я знаю, что не все так мрачно и тот же «Наутилус» пока еще можно спасти. Если всерьез задуматься о судьбе группы, то лично мне кажется, что возвращение одухотворенного Умецкого только поможет «Наутилусу» вернуться к собственным традициям десятилетней давности. Пусть Бутусов выгонит всех музыкантов, менеджеров и продюсеров и играет акустику «в камерных залах и на вокзалах».
Наконец, вместо того, чтобы издавать сборники стихов с сомнительными иллюстрациями, лучше «привлечь к работе» Настю Полеву, что могло бы стать самым конструктивным шагом. В данном случае живое человеческое искусство пойдет к нашим сердцам напрямую, без помощи посредников...