Дмитрий Ловковский. 1994 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, 22 января 2011 г.
То, что однажды утонуло, может когда-то и всплыть
Группа "Наутилус Помпилиус" продолжает оправдывать свое название — периодические погружения и всплытия стали для нее вполне обычным делом. Последнее поднятие на поверхность отмечалось особенно торжественно. Оно было приурочено к выходу компакт-диска "Титаник" и сопровождалось церемонией на вполне европейском уровне.
Выпуск компакт-дисков в России является сейчас одним из немногочисленных видов производственной деятельности, обладающих потенциальной прибыльностью. Соответственно растет число фирм грамзаписи, специализирующихся на издании произведений отечественных исполнителей (не говоря уж о тех, кто энергично тиражирует пиратские диски), расширяется их ассортимент.
Однако значительная часть выпускающих CD фирм предпочитают работать на "совковом", кустарном уровне, когда единственной целью ставится скорейшее извлечение хотя бы малой прибыли при минимальных затратах — на практике эта оборачивается убогим оформлением, посредственным качеством звучания и, как следствие, — низкими тиражами. Узкое место всех подобных фирм — реализация: тиражи в 500–2000 экземпляров являются для них типичными. Совершенно очевидно, что масса прибыли, получаемая от таких проектов, не позволяет делать серьезные вложения ни в оборудование студий, ни в продюсирование музыкантов, ни в рекламные кампании. Хозяева таких, смешно сказать, "фирм" нередко экономят на том, что зажимают гонорар художникам и фотографам, оформлявшим диск, и не брезгуют самолично торговать своей продукцией с лотка в "Горбушке". Прозябание — лучшего слова, чтобы охарактеризовать такую деятельность, не найдешь.
По иной технологии работают солидные зарубежные фирмы — по ней стала действовать и компания J.S.P. (Jam Sound Production), взявшаяся за выпуск альбома "Титаник" группы "Наутилус Помпилиус". Новым для российской практики было уже то, что J.S.P. не просто купила готовую запись, а приняла живейшее участие в ее подготовке. В качестве сессионных музыкантов были привлечены А. Могилееский и А. Потапкин из первого состава "Hay", "аквариумист" Олег Сакмаров, питерский бас-гитарист И. Копылов и лидер "Агаты Кристи" Вадим Самойлов. Последний отчасти выполнил и традиционно продюсерские функции: он ставил "саунд" — именно ему (а также звукооператору Александру "Полковнику" Гноевых) диск обязан своим несколько непривычным для "Наутилуса" и на редкость "вкусным" звучанием.
Следующим этапом проекта стал выпуск радиосингла — дело для России совершенно необычное. Специально для радиостанций был отпечатан тиражом всего 500 экз. компакт в упрощенном оформлении с четырьмя композициями из новой программы и одной — с диска "Чужая земля", широко известной благодаря клипу режиссера А.Берсенева. Сингл этот особенно интересен тем, что содержит на вкладке подробные рекомендации ди-джеям о том, по каким числам и в каком порядке следует давать трэки в эфир. Не знаю, выполнялись ли эти рекомендации, но сам по себе факт детально спланированной "раскрутки" является для нас диковинкой.
Особо отмечу один существенный момент: оба диска были отпечатаны в Германии. По мнению их издателей, в России очень трудно получить требуемое качество и минимально необходимый уровень сервиса. К слову сказать, все большее число российских фирм грамзаписи предпочитают размещать свои заказы в Западной Европе — это выходит не намного дороже, но зато с несравненно лучшими результатами. Факт тем более печальный, что по своему техническому оснащению российские заводы вряд ли уступают европейским. Серьезный повод усомниться в правоте тех экономистов, которые надеются, что инвестиции в российскую промышленность и установка импортных технологических линий помогут нашим предприятиям выпускать конкурентоспособную продукцию. Надо, видимо, не только оборудование, но и соответствующий менталитет экспортировать.
Однако вернемся к музыке. На Западе выпуску очередной пластинке обычно предшествует концертный тур. В России, как всегда, наоборот — это связано с тем, что концертная деятельность является пока более прибыльной, нежели издание дисков. Более того, концерты являются весьма удобным местом для продажи записей. Именно поэтому выпуск в свет "Титаника" предшествовал намеченному на конец мая — начало июня концертному туру по трем музыкальным "столицам" — Екатеринбургу, С.-Петербургу и Москве. А ровно за неделю до поступления диска в продажу (в один день по крупнейшим торговым точкам) была проведена презентация в престижном ночном клубе "Карусель". Точную сумму затрат на нее не назову, однако могу предположить, что она вряд ли была слишком высокой. Дело в том, что организаторы акции ухитрились сделать ее выгодной для всех — фирма грамзаписи представила свою продукцию прессе в весьма располагающей обстановке, а хозяева "Карусели" обеспечили своим гостям оригинальную культурную программу с участием знаменитостей.
Несмотря на всю очевидную эффективность, такие презентации для российской грамзаписи не стали еще традиционными — пока лишь единицы сделали их неотъемлемой частью стратегии, направленной на реализацию максимально возможных тиражей. Как бы то ни было, в нашем шоу-бизнесе появляются некоторые признаки цивилизованности и осмысленного подхода к делу, и это приятно.