Анатолий Андреев. 1990 г.
Сканы предоставил: Дмитрий Гагарин. Обработка: naunaunau.narod.ru, 22 января 2011 г.
По итогам практически всех отечественных хит-парадов Снова вместе? "Наутилус Помпилиус" признан лучшей группой минувшего года. С огромным отрывом в опросах лидировала песня В. Бутусова и И. Кормильцева "Я хочу быть с тобой". Концерты "НП" собирали на стадионах десятки тысяч поклонников. Группа побывала на гастролях в Финляндии, выпустила первую пластинку, снялась в финском документальном фильме "Из России с роком", который демонстрировался в большинстве западноевропейских стран и за океаном. Другими словами — пик успеха и перспективы сытой жизни на обозримое будущее.
И вдруг в октябре прошлого года "Наутилус Помпилиус" прекращает концертную деятельность.
В последние месяцы отсутствие в печати и на телевидении какой-либо информации о судьбе популярного коллектива вызвало лавину писем в редакции. Спохватившись, газеты коллективными усилиями опровергли слухи о распаде группы. Однако о дальнейших творческих планах "Наутилуса Помпилиуса" сведения поступали самые противоречивые. Именно этот вопрос по просьбе редакции наш корреспондент Анатолий Андреев задал солисту и музыкальному руководителю "НП" Вячеславу Бутусову и художественному руководителю группы Дмитрию Умецкому:
— Итак, каковы ваши творческие планы?
В. Б.: — Этот вопрос сложный, потому что о творческих планах думаешь в последнюю очередь. Борльше волнует быт. А зачастую планировать что-либо просто бесполезно. Вот год назад мы записали пластинку "Князь тишины", куда вошли наиболее известные песни старого "НП". Диск планировался к выпуску "Мелодией и кооперативом "Синтез" еще весной прошлого года. Сегодня группа ушла в творческом смысле далеко от того впечатления, которое производит пластинка. А она еще неизвестно когда появится.
— В печать просочились сведения, что "НП" снимается в кино...
В. Б.: — Пока снялись только в кинопробах. А решение о съемках фильма будет принимать худсовет студии и режисер Виктор Титов.
— Газета "Аргументы и факты" сообщила, что героями фильма будете вы сами.
Д. У.: — Кино для нас — это средство собрать вокруг "НП" творческий коллектив, который поможет донести до зрителей нашу музыку на качественно новом уровне, решить художественные задачи, непосильные одному "Наутилусу". Задумав постановку фильма, мы не открываем Америки. Все помнят "Стену" группы "Пинк Флойд". Правда, добиться успеха на этом пути пока не удавалось ни одной из отественных групп. И мы не гарантированы от неудачи.
(Справка редакции: полнометражный художественный музыкальный фильм с участием группы "Наутилус Помпилиус" по сценарию Е. Аникиной начнет снимать в конце года режиссер Виктор Титов, знакомый зрителям по лентам "Жизнь Клима Самгина" и "Здравствуйте, я ваша тетя". Рабочее название фильма — "Человек без имени". Так же будет называться и новый альбом группы, музыка с которого положена в основу картины. В фильме прозвучат 12 новых песен "НП". Сюжет картины объединяет общим драматургическим замыслом несколько самостоятельных видеоклипов).
— В каком жанре будет музыка к фильму?
В. Б.: — Боюсь, что в административно-командном.
— ???
В. Б.: — Дело в том, что нас в группе пока трое: я — музыкальный руководитель, Дима — художественный руководитель и Андрей Тарасенков — администратор. Друзья уже шутят: административно-командная группа "Наутилус Помпилиус".
— Но в дальнейшем вы планируете расширить состав коллектива?
В. Б.: — Мы собираемся перенести акцент с концертных подмостков на работу в студии. И музыкальная стилистика каждой конкретной вещи будет диктовать состав исполнителей. Каждый раз зачислять приглашаемых музыкантов в постоянный состав группы вряд ли реально. Под некоторые задумки, например, мы хотим рпигласить симфонический оркестр. Но нельзя же объявить его частью "НП", это будет смешно.
Д. У.: — За рубежом это называют сессионным принципом работы. И "наутилус Помпилиус" мы понимаем шире, чем просто как группу людей, поющих вместе на сцене. Это скорее творческий коллектив единомышленников, в который могут входить и люди других профессий: режиссеры, сценаристы, пусть даже костюмеры, если они помогают реализации общей идеи, чувствуют и понимают направление работы группы одинаково. Не в том смысле, что однообразно, а духовно близко.
— Но сессионные музыканты не будут восприниматься публикой как "НП". Где выход?
Д. У.: — Зарубежный опыт нас убеждает в обратном. Ведь если с группой "Дайр стрейтс", например, выступает Эрик Клэптон, то "Дайр стрейтс" не перестает быть "Дайр стрейтс".
— Вы что, решили отказаться от концертной деятельности?
Д. У.: — Как от главного средства зарабатывания денег — да. А как от одной из форм донесения до зрителей наших творческих задумок — нет. Мы представляем себе концерт как произведение искусства, как спектакль, высоко художественный по замыслу, режиссуре и исполнению. А не только как способ продать на стадион сорок тысяч билетов по пять рублей.
— Вот вы забрали из "Росконцерта" свои трудовые книжки, в кино будете сниматься почти через год, с концертами положение вообще неясное. А жить-то на что?
В. Б.: — Этот же вопрос я тоже задавал нашему художественному руководителю. И Дима на него ответил просто: "Эврика!"
(Справка редакции: "Эврика" — это московский межотраслевой центр научно-технического творчества молодежи. Основные направления деятельности: химия, машиностроение, автоматизация производства, вычислительная техника. При центре действует хозрасчетная внедренческая фирма и телевизионное творческое объединение "Ника ТВ". Теперь "Эврика" — спонсор группы "Наутилус Помпилиус").
Так вот там рассчитывают на более отдаленную перспективу, основанную на выпуске музыкальной и видеопродукции. "Эврика" предоставляет нам необходимую, а главное высококачественную аппаратуру.
— Допустим, вы добьетесь успеха в своих задумках. Публика в вас снова поверит, появятся поклонники. Но не получится ли так, что на гребне новой волны популярности или столкнувшись с новыми проблемами или "эстетическими разногласиями", вы опять рассыплетесь?
В. Б.: — От "эстетических разногласий" никто не застрахован. Но сейчас мы начинаем практически заново. Поэтому в ближайшие годы собираемся не эстетствовать, а напряженно работать.
Д. У.: — Да и в первый раз мы расстались не из-за того, что стали делить бремя славы. Придя к убеждению, что прежнее направление деятельности группы стало бесперспективным, я тогда просто ушел. Через полгода и Слава согласился с этим мнением.
— Сейчас вы снова вместе. Насколько комфортно вы чувствуете себя в вашем творческом тандеме?
В. Б.: — Когда мы занимаемся непосредственно делом, как сейчас, — сидим в студии и пишем музыку, то возникающие конфликтные ситуации решаются творческими средствами, без перехода на личности. Мы говорим себе: надо посидеть, подумать и поработать. Другими словами — вполне комфортно.
— Готовясь к новому штурму рок-Олимпа, вы отдаете отчет в том, что сейчас публика ждет от вас эталонной музыки? Ведь вы же сами подняли планку очень высоко.
В. Б.: — Есть такое. Но в коленках дрожи не появляется. Мы исходим из того, что сможем сделать только то, что сможем сделать. А те люди, чьи надежды мы не оправдаем, найдут себе других кумиров.