«Rock Fuzz» №17, декабрь 1994 г.
Сканы предоставил: Дмитрий Гагарин. Обработка: naunaunau.narod.ru, апрель 2010 г.
Выхода этого альбома очень долго ждали и меломаны, и критики. Рождался он поистине в муках — очень долго подбирали студию, потом возникли проблемы с составом группы... Но вот — поистине титаническая работа, длившаяся с декабря 1993 года по февраль 1994 го была закончена и свету явился "Титаник". Его сразу же было решено раскручивать поистине как "альбом года".
«Капитан» Бутусов
на палубе...
В "Титанике" врожденный пессимизм Бутусова и К достиг своей кульминации,
своего апогея. При оценке новых песен их так я подмывает сравнить с композициями "Чужой земли"
Что ж, в отличие от предыдущего диска полного энергии и драйва "Титаник" напрочь лишен мощи и силы.
Конечно здесь есть своя энергия, но уже очень она расплывчата и слабовата. В отличие от "Чужой земли"
в новом альбоме практически нет быстрых песен, а многие композиции кажутся высушенными и какими-то обезвоженными.
Ипи такое впечатление оставляет вокал?
Еще в ходе записи Илья Кормильцев (автор большинства текстов альбома) и Вячеслав Бутусов (написавший все песни) громко заявили о "возвращении к истокам". Конечно, не в том плане, что отныне НАУ вновь начнет песни подобные Казанове, "Я хочу быть с тобой", "Гудбай, Америке" и "Алену Делону". Творцы-создатели "Наутилуса" видят свою новую работу именно как эволюцию всего самого лучшего, что было в их творчестве семилетней давности
Большинство специалистов упрямо указывают на то, что диск записан в попсовой стилистике, с расчетом "успеха у всех". Но у группы просто не хватило сил, чтобы вывести свой "корабль" на должный уровень, чтобы сделать новые песни "народными хитами". Зато теперь НАУ практически все время пропадает в Москве, где выступает в таких найт-клабах как "Арлекино" и "Метелица". Как это ни грустно сознавать, но не в лучшей форме находится поэт НАУ Илья Кормильцев. В прошлом году основатели группы заявили, что они намерены отказаться от "бесовских" образов "Чужой земли". Действительно, про дьявольщину НАУТИЛУС больше не поет — зато в тексты песен пришли небеса, земля, грязь, океаны, ангелы негодяи, демоны и — Смерть. Но и это не так страшно — печально другое. Тексты Кормильцева перестали нести в себе загадку. Часть стихов откровенно неудачна, остальные же написаны с претензией на легкий юмор. И вот из за этого-то "черного юмора" часть песен страдает — их воспринимаешь не так серьезно, как они этого заслуживают. Стержень альбома — песня "Тутанхамон", тоже необычна своей размеренной спокойностью. Неплохим хитом может стать и "Титаник", к которому снят видеоклип, впервые показавший нам улыбающегося Бутусова.
Бесспорная удача всей пластинки Бутусова — песня "Утро Полины". Но — в отличие от песен, вышедших на CD-сингле из альбома, никакого оптимизма в CD "Титаник" нет, как нет здесь и движения к теплу и свету. Есть только тоска по их отсутствию. Очень интересна песня "К Элоизе", обыгравшая в своем вступлении знаменитую "К Элизе" Бетховена. Но классики здесь нет и в помине — есть только послание к возлюбленной девушке. Ей герой готов оставить все "на камне у могилы твоей". Как это ни грустно, но песни, следующие за "Элоизой", вообще похожи почти как на подбор. Все они медленны и тягучи, и записаны в духе грустного музыкального минимализма. Для всех этих унылых рок распевов очень подходит определение, данное работниками одной дистрибьюторской фирмы, ведающей продажей этого CD — "никчемная невеселость".
Хитом мог бы стать рок-н-ролл песни "Под колесами любви", но здесь все "ломает" шуточный текст Ильи Кормильцева. Если бы в эту композиций вложить серьезную трагическую лирику, то сия вещь могла бы стать действительно шедевром, вставшим в один ряд с Чужой землей ...
...превосходно прописан, с полным набором всех "примочек", выдающих качество настоящего "уральского звука". За пультом звукорежиссера, кстати, сидел небезызвестный Вадим Самойлов, принявший участие в записи в качестве гитариста, клавишника и перкуссиониста. Он же, как известно, какое-то время от работал с НАУ по контракту соло-гитаристом. Но — не задержался даже до презентационных концертов в БКЗ. Которые, кстати, прошли на редкость скучно и неинтересно. Действительно — какой смысл в течение почти двух часов смотреть на пять неподвижных фигур на сцене?
Правда, концерты все же удивили одним неожиданными соло вкраплениями клавишных Алексея Могилевского, временами похожих на инструментальные импровизации. Хочется, конечно, надеяться, что критики неправы. И ругают "Титаник" совсем не потому, что не понравился сам альбом, а потому что подсознательно ждут от НАУТИЛУСА гораздо более сильных произведений. Возможно, что вернувшись к тому, с чего начиналась история Нау, группа возродится с новыми сильными песнями. Но есть и другой вариант, достаточно грустный для фанов — подобное возвращение к началу пути может знаменовать собой логическое завершение дороги. В общем, если диск 1992 го года — это ...