Артур Гаспарян, фото Анатолия Азанова. «Московский комсомолец. Звуковая дорожка» №338, 6 апреля 1994 г.
Сканы предоставил: Дмитрий Гагарин. Обработка: naunaunau.narod.ru, 22 января 2011 г.
Казалось, что великий и могучий "Наутилус Помпилиус" окончательно канул в мутной поп-роковой пучине беспокойных вод океана шоу-бизнеса. Залег себе на дно у подножия какого-нибудь рифа, двигатели отказали, горючее кончилось, кислород на исходе, команда при смерти, радио отрубилось. Полная труба, короче. Фэны проливали слезы над прежними альбомами, настойчиво выражая свою любовь в их массовой скупке, в результате чего что "Разлука", что предсмертный "Отбой" (89) до последнего времени числятся во всех списках бестселлеров, а за их переиздание разворачиваются перманентные битвы между не монстрами еще, но уже субъектами звукозаписывающей индустрии.
Со своей стороны музыкологи, критики и эксперты все чаще упоминали заветные инициалы "НП" в прошедшем времени и с выражением чувств пиетета и ностальгии на лице возвышенно рассуждали об эпохальной контрибуции (вкладе) вышеозначенного коллектива в историю и эстетику российского поп-рока и особо отмечали, что подобного квалитета (качества) команд в оной сфере музыкальной культуры, отмеченной тотальным обезьяно-попугайничаньем (подражательством), в нашей действительности было меньше, чем пальцев одной руки. В данном контексте уверенно упоминались разве что "Машина Времени" с "Аквариумом" и при некоторых оговорках славной памяти "Мираж" эпохи Маргариты Суханкиной. Последнее упомянуто, правда, не для слабонервных эстетов. Не подавитесь, пожалуйста...
И вдруг прошел слушок — всплывает! Где? Когда? Пипл в экстазе. Первым на связь вышел легендарный рок-поэт и один из отцов-основателей "Hay" Илья Кормильцев. За пять дней до начала фестиваля лауреатов хит-парада "ЗД" в Кремле он сообщил "Звуковой Дорожке" сенсационную новость: в обновленном и очень приближенном к классическому составе "Наутилус Помпилиус" начал первые репетиции новой программы в Санкт-Петербурге. На волне воодушевления возник уговор — если успеют довести до ума хотя бы пару-тройку вещей, то прибудут на праздник жизни "ЗД" в Москву. Но что можно было успеть за четыре неполных дня? Конечно, погорячились. Но уж очень хотелось...
В принципе, "Hay", даже потеряв на рубеже двух десятилетий прежнюю плавучесть, не оставлял попыток продолжить плавание, хотя и выглядели они, по большей части, маловразумительно. Между тем, оставшемуся в это время практически в одиночестве Вячеславу Бутусову удалось-таки запустить суперхит "Прогулки по воде" (альбом «Чужая Земля»), который отметился на всех престижных местах во всех хит-парадах. Однако столь скромного результата для долгих четырех лет было явно недостаточно. В августе прошлого года Вячеслав Бутусов с участием нескольких музыкантов из "Аквариума" записал демо-версии будущего альбома и понял, что новый материал все-таки требует новых людей. Впрочем, понятие "новые" в данном случае подразумевало — в полном соответствии со стародавней мудростью: хорошо забытое старое. Очередной проект (подсознательно или сознательно?) реанимировал постулаты классического "Наутилуса" эпохи его великого легендарного похода 1987-89 гг. Поэтому вполне логично, что на горизонте возник один из участников этого "похода" — клавишник и саксофонист Алексей Могилевский. Сольный проект Могилевского "Ассоциация" не снискал лавров успеха, и на почве "ностальгии" осенью в Екатеринбурге произошло слияние душ №2 двух былых компаньонов по звездному прошлому. В сочетании с вернувшимся еще в 91-м году после испытания Красной Армией и службой в "Агате Кристи" ветераном "Hay" барабанщиком Альбертом Потапкиным коллектив начал приобретать знакомые исторические очертания.
Колоритная палитра была завершена эффектным мазком под названием Вадим Самойлов. Известный гитарист из группы "Агата Кристи" был приглашен на запись нового альбома "Hay" и, как рассказал "ЗД" Илья Кормильцев, "по окончании записи оказал сопротивление при попытке выдворить его обратно и после торжественной клятвы в чужой постели — не забывать родную жену Агату — допущен в члены "Hay"...
Итак, до выхода нового альбома "Титаник" остались считаные недели. Как и прежде с музыкой Бутусова и текстами Кормильцева это произведение амбициозно рассчитывает обозначить не просто возвращение к столь милому миллионам образу "Hay" его золотой поры, но и повторить ее успех. Получится ли, покажет ближайшее будущее. "Звуковой Дорожке", так же, как и многим музболельщикам, искренне хочется, чтобы получилось. Поэтому естественно пожелать легендарной субмарине "Наутилус" семи футов под килем.
Сейчас же музыканты заняты напряженными репетициями с тем, чтобы уже в конце весны показать новую программу в трех столицах рока — Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и Москве.