Илья Легостаев. Фото Ильи Беляева. «Московский комсомолец», 1995 г.
Сканы предоставил: Дмитрий Гагарин. Обработка: naunaunau.narod.ru, март 2010 г.
Наутилус-95: для тех,
кто любит поскучать
со вкусом
Почти полтора года прошло с тех пор, как музыканты "Наутилуса" показали московской
публике программу "Титаник". За это в общем-то небольшое время Бутусов со товарищи
объездили всю страну и вдобавок ухитрились изготовить новый материал, что свидетельствует о завидной
работоспособности музыкантов, претендующих на статус классиков жанра. В конце прошлой недели
"наутилусы" представили в Московском Дворце молодежи новую программу "Крылья",
что, безусловно, стало одним из важнейших событий музыкальной жизни.
Концерты начинались с увертюры на темы суперхитов "Наутилуса" в исполнении Русского филармонического оркестра под управлением Игоря Кантюкова. Реверанс в адрес стандартов мировой моды (а с оркестрами уже успели переиграть почти все звезды — от Пейджа-Планта до Шинед О‘Коннор, не считая запиленно-хрестоматийного примера с Лондонской Королевской orchestra, оттрубившей весь битловский репертуар с дюжину лет назад) пришелся публике по вкусу. Номерок "а чем мы хуже Леннона с Маккартни?" и в самом деле выглядел довольно убедительно, а "Hay" таким образом еще раз дал понять, что уверенно выходит за рамки каких бы то ни было музыкальных стилей и воспринимать себя требует исключительно как глобальное достижение современной культуры. Термин "рок-группа" в связи с этим начинает приобретать по отношению к "НП" (в его нынешнем состоянии) почти что оскорбительный душок. Музыканты с каждым новым альбомом все дальше уходят от доморощенных идеалов так называемого "нашего рок-движения", со зверским вандализмом пренебрегая такими святыми для каждого местного рокера понятиями, как имидж и чистота стиля.
В сравнении с альбомом "Титаник", который представлял собой один долгоиграющий хит (за что и был истерично обруган некоторыми непримиримыми музыковедами "позорной попсой"), нынешние "Крылья" выглядят работой более разноплановой, но вместе с тем гораздо менее хитовой. Большинство песен, несмотря на красивость мелодий и пафосную узорчатость аранжировок, предназначены в первую очередь для тех, кто любит со вкусом поскучать. Пожалуй, даже самым отчаянным любителям добротной музыки некоторые темы могут привидеться респектабельными до приторности, равно как и лишенными той самой энергетики, которая все эти годы и заставляла публику притопывать, прихлопывать и повизгивать в такт знакомым и не очень знакомым мелодиям.
Справедливости ради, правда, надо заметить, что на самих концертах подобной проблемы не возникало. Отчасти (и к счастью!) оттого, видимо, что концертные версии "Hay" не есть прямая калька презентуемых альбомов. Иначе была бы труба. Как пить дать! Даже представители народившейся буржуазии, отвалившие (не глядя) за ticket в партер добрую сотню тысяч рублей, частенько проявляли активность, не говоря уже о публике поскромнее. Можно сказать, что "Наутилус" — одна из немногих групп, которой по прежнему удается (хотя бы в своей концертной ипостаси) привлекать внимание тинэйджеров и особенно тинэйджерок. Девушки, как в старые добрые времена, мухами облепили сцену и отчаянно заваливали цветами Вячеслава Бутусова, мало вникая в музон, но приходя в поросячий восторг от каждого телодвижения кумира.
Примечательно, что весьма благие впечатления от концертов остались не только у впечатлительных подростков, но и у значительной части музыкальных журналистов, культивирующих репутацию законченных снобов. Музыканты все-таки не зря обкатывали программу по стране, прежде чем показать ее в столице, и поэтому никаких накладок, так характерных для всяческих премьер, не произошло. Трехэтажная сцена, грамотный свет, отличный звук свидетельствовали о том, что группа находится в данный момент в отменной творческой, равно как и административно-финансовой форме. Особый шарм в звучание "Наутилуса" внес знаменитый барабанщик Андрей Шатуновский, специально приглашенный на эти концерты.
Завершалось шоу традиционным исполнением того, что на Западе называют greatest hits. Несомненно, что из года в год песни эти становятся все популярнее и популярнее, хотя, как свидетельствует нынешний расклад, количество их с годами не увеличивается. А это уже печально. "Гуд бай, Америку" распевали в медитативном трансе даже бабушки-билетерши. Еще немного, и эта песня наверняка попадет в обязательную программу всех музыкальных школ...