naunaunau. 2014 год.
Обработка: naunaunau.narod.ru, февраль 2014 г.
Стикер «архивной» серии В 1997 году совместно фирмами Дана мьюзик (Dana music) и Мороз рекордз (Moroz records) была выпущена так называемая "архивная" серия дисков группы. Все диски выполнены в едином стиле, на коробках расположены серебристые стикеры с надписью "Архив. Цифровая реставрация оригинальных записей". Мороз выпустил "свои" альбомы Наутилуса: "Переезд", "Невидимка", "Наугад", "Князь тишины", "Ни кому ни кабельность", Дана мьюзик — остальные (на компакт-дисках).
Всего в "архивном" оформлении существуют 19 дисков (или 20, если считать "Ни кому ни кабельность" за два), из них — 3 двойных. Никогда с таким оформлением (на 01.02.2014) не издавались синглы, альбомы "Отбой" и "Человек без имени".
Первоначально диски выпускались в Австрии, на заводе Sony DADC, содержали восьмистраничный буклет и стикер на пластиковой коробке.
Всю историю выпуска архивной серии можно условно поделить на несколько этапов.
Данная статья является попыткой подытожить информацию обо всех этих вариантах изданий, поэтому ниже — подробнее. В описании дисков, по возможности, делается акцент на такое оформление и содержание издания, которые, вероятно, и подразумевали художники-оформители и/или издатели.
Дополнения, уточнения и любая другая информация по теме приветствуется!
В этой группе только три диска - "Отчет", "Подъем" и "Раскол". Архиваная серия началась в 1997 году, когда Дана мьюзик и выпустила эти три альбома. Планировалась ли изначально серия такой, какой она в итоге стала, неизвестно, но на этих изданиях у Дана мьюзик еще не указано "копирайта". Эти диски отличались от следующей "волны" австрийских дисков: другие копирайты, местами другие шрифты, надписи, а также рисунок и цвет лейблов (накаток), отсутствуют штрих-коды на инлее.
В этом же, 1997-ом, году Дана немного изменила оформление дисков и совместно с Морозом выпустила бо́льшую часть дисков Наутилуса, добавив еще один - "Атлантиду". Всего вышло 15 альбомов/дисков: "Переезд", "Невидимка", "Ни кому ни кабельность", "Князь тишины", "Наугад" - Мороз рекордз, "Разлука", "Подъем", "Раскол", "Чужая земля", "Отчет", "Титаник", "Титаник на Фонтанке", "Крылья", "Лучшие песни", "Атлантида" - Дана мьюзик.
Морозовские диски не содержат штрих-кода на инлее. Изображение на инлее диска "Князь тишины" имеет низкое разрешение (пикселизовано).
"Разлука" была выпущена в 1988 году.
Наутилус Помпилиус
Атлантида (Архив)
"Атлантида" комплектовалась двумя стикерами из фольги желтого цвета: треугольным с надписью "Digitally Recorded
& Mastered Новинка цифровая запись и сведение" и прямоугольным
в левом нижнем углу уоробки с надписью "P.S. еще 8 шагов в историю...".
Часть тиража (видимо, поздняя) комплектовалась только треугольным стикером, а часть - тоже треугольным,
но "стандартным" архивным стикером (не подтверждено). На развороте буклета представлены обложки всех
архивных дисков на тот момент, причем на месте "Человека без имени", "Разлуки" и "Титаника на Фонтанке" -
белые квадраты.
"Человек без имени" анонсировался на некоторых распространяемых Дана мьюзик компакт-кассетах (на развороте вкладыша помещались обложки всех архивных изданий), причем с двумя вариантами обложки. Но в подарочном архивном варианте никогда не выходил, а лишь позднее издавался Бомбой мьюзик в упрощенном виде и с классической обложкой.
"Яблокитай" на момент выхода серии уже выпускался, в таком виде его и привязали к серии, не меняя оформления. В 2001 году Дана мьюзик выпустила двухдисковый с буклетом и в слипкейсе с соответствующим, "архивным" оформлением, с пересведенными треками.
Также особняком стоит подарочный диск "Титаник в России" (Титаник Live) с серийным оформлением. Он был выпущен уже в 2004 году под лейблом Хантер мьюзик. Издание содержит восьмистраничный буклет с фотографиями.
В 1998 году грянул кризис, под эту марку Дана мьюзик стала выпускать так называемые упрощенные, бюджетные, издания (понятие упрощенки и сама упрощенка как раз детище этого кризиса), буклет превратился в согнутый пополам листок, пустой на развороте, на обложке разместили бросающуюся в глаза надпись "Не пиратский диск", инлей превратился из цветного в простейший белый листок с черными буквами. Сомнительно, что такое издание давало какую-то существенную экономию, тем более что первые упрощенки выпускались там же в Австрии, а диски имели другие накатки (лейблы), но оставим этот вопрос в стороне. Известно десять таких изданий:
Позднее "Дана мьюзик" стала печатать диски на отчественнм заводе фирмы Рофф текнолоджиз (Roff Technologies). а потом и на Уральском электронном заводе (УЭЗ или UEP, г.Екатеринбург).
Накатка на диски выполнялась одной краской (одного цвета), без белой подложки (грунта), из-за чего лейбл иногда кажется темным, а надписи трудночитаемы.
Пример
«конструктора»
Мороз, в свою очередь, тоже стал выпускать "упрощенки", комплектуя остатки подарочной полиграфии
"упрощенными" дисками (производства GZ). Причем оформление дисков соответствовало морозовским первопрессам
(не из архивной серии), то есть никак не сочеталось с полиграфией. Параллельно выпускались упрощенки и
с "родной" полиграфией, преимущественно с пометками "Не для продажи в Москве", "Для распространинеия
только на территории СНГ" и т.п..
Так комплектовались "Переезд", "Невидимка" и "Ни кому ни кабельность" (но что нам мешает самостоятельно скомплектовать и прочие?).
Такие диски, хотя и не являются контрафактными, но не соответствуют задуманному дизайну издания и, скорее всего, появились как результат нежелания издателя терять излишки полиграфии (или, что то же, просто сэкономить). Поэтому такой откровенный конструктор сам по себе практически не имеет коллекционной ценности,
Когда каталог Нау "перешел" к фирме Хантер мьюзик (Hunter music), вся серия была переиздана с другой полиграфией, исчезла надпись про "не пиратский диск", на развороте буклета разместили информацию о всех выпускаемых дисках "Архива", вернулся цветной инлей, который к тому же стал еще и двусторонним. Поменялась некоторая информация, копирайты и т.п. Накатака на диск выполнялась уже по белому грунту, сменились шрифты, диски, ставшие "золотыми", преимущественно отпечатаны на УЭЗе, хотя сами матрицы могут быть и "Рофф".
Инлей с логотипом
«Бомба мьюзик»
Позднее распространеним дисков занялась Бомба мьюзик и последние стали печататься
и продаваться с логотипом Бомбы и/или информацией о соответствующей дистрибуции.
Диски уже все уральские и преимущественно простые (не золотые).
Что касается упрощенных изданий Дана-Хантер-Бомба, то все, что было сказано выше, скорее нужно воспринимать как изначальный замысел издателей (или оформителей). На деле, как правило, издания представляют собой "винегрет" из самых разных вариантов, причем это касается не только комплектации, но и производства, например, "роффовская" одноцветная накатка может соседствовать с золотым уральским диском.
Некоторые альбомы/диски существуют не во всех варианах, некоторые не вписываются в "стандартное" для каждого варианта оформление.
Упрощенный "Человек без имени" во всех вариантах представляет собой фактически конструктор - каноническая обложка, а лейбл (накатка на диске) - "архивный".
"Титаник на Фонтанке" от Бомбы имеет простой текстовый инлей. Существует конструктор "Титаника на Фонтанке" - полиграфия от подарочного австрийского издания, а диск отпечатан на "Рофф Текнолоджиз".
Существуют и весьма экзотические конструкторы, когда сочетаются полиграфия и диск от разных издателей. Авторы сайта считают, что даже если эта самодеятельность исходила не от дистрибьюторов, а от самих издателей, всё равно как самостоятельные единицы такие конструкторы не имеют никакой коллекционной ценности.
naunaunau, 1 февраля 2014 г.