«Через тернии ... к цветам»

«Russian Chicago» №19, 24 декабря 2010 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, июль 2020 г.


Вячеслав Бутусов о новом альбоме "Ю-Питера"


CD Цветы и тернииЦветы и тернии

В 2011 году "пост-наутилусовскому" проекту Вячеслава Бутусова "Ю-Питер" исполняется уже десять лет. В преддверии юбилея группа записала особенную для себя пластинку. "Цветы и тернии" называют одним из самых смелых экспериментов "Ю-Питера" как в музыкальном, так и поэтическом плане.

Соавторами музыки, которую наблюдатели характеризуют такими эпитетами как "мощь без насилия", "свет без рези в глазах" и "трогательность без сентиментальности" выступили все участники коллектива. Помимо Бутусова, экс-гитарист "Кино" Георгий Каспарян, барабанщик Евгений Кулаков и басист Сергей Вырвич. А автором стихов, к удивлению многих, стал не сам Вячеслав, а поэт Александр Логинов. Перу Бутусова принадлежит лишь один текст с пластинки. Ещё один написала его жена Анжелика Эстоева, а композиция "Дети минут" была сочинена на стихи Виктора Цоя. Вячеслав Бутусов, Евгений Кулаков и Александр Логинов рассказали о каждой из песен диска "Цветы и Тернии".

"Глаза"

Вячеслав Бутусов: Эта песня сразу стала для нас общей любимицей и путеводным ориентиром.

Евгений Кулаков: Она с самого начала радовала нас, но когда был записан бас с очень ярким эффектом, песня действительно стала любимой.

Александр Логинов: Изначально текст песни был более сумрачным и прямолинейным. Благодаря косметически-хирургическому вмешательству Славы, "Глаза" обрели дополнительный свет и пленительную амбивалентность. Что стало триггером к написанию её текста, — теперь уже точно не знаю. Помню, что в голове роилось множество образов и ассоциаций, которые хотелось уложить в максимально жёсткую и простую поэтическую колею. Общее музыкальное воплощение текста меня потрясло. Равно как и частная — уникальная и колоритная — музыкальная находка: медитативная колокольность концовки в стиле Арво Пярта с абразивным налётом урбанистичности.

"Скалолазы"

Группа Ю-Питер

Вячеслав: "Скалолазы" вызревали долго и в начале не без затаённых сомнений. Но когда мы свели эту песню на "Добролёте", она обрела удивительную цельность и своеобразную разухабистость.

Евгений: Не знаю, что сказать про эту песню. Музыкально она была решена за одну репетицию и неизменной дошла до записи. Может, Слава имеет в виду, что текст вызревал долго.

Александр: Помню, как Слава однажды мне сказал, что сегодня в студии Георгий Каспарян забавно оговорился, назвав "Скалолазов" "Скалоглазами". На что я ответил: "Очень меткая, выразительная оговорка, — вполне в духе Ринго Старра или Джона Леннона (оба "битла" любили каламбурить и отличались редким и едким чувством юмора...)". Совсем недавно где-то прочитал, что эта песня — чуть ли не новый марш скалолазов, хотя песенные скалолазы имеют такое же отношение к альпинизму, как бутусовские синоптики к метеорологии. На самом деле, песня куда как духовно круче и выше. По сути дела, — это гимн "скалолазов", тех, кто устремляется ввысь по кручам бытия и пронзает взглядом гористые толщи в поисках корней сути вещей ...!

"Это"

Вячеслав: Изначально зиждилась на героическом рефрене, но в итоге получилась романтичной и созерцательной.

Евгений: По звучанию носит некий камерный характер. Думаю, она хороша для клубов. Песня очень простая по музыке.

Александр: С неё я начал прослушивание треков, присланных мне Славой в раф-миксе. Песня, запавшая мне в душу как первая любовь. Она напоминает мне серебристо-лучистую ленточку Мебиуса с вязью магических рун на единственной бесконечной стороне.

"Прятки"

Вячеслав: Она стала первой на стадии коллективного сотрудничества, что и было изначально поставлено во главу угла. В тот момент, когда мы с Георгием придумали "интро", определилась основная задача альбома — достижение максимального взаимодействия и полного согласия нашего творческого союза.

Евгений: Георгий принёс мелодию проигрыша весьма приятную. И песня довольно быстро собралась, хотя и не без трудностей. Я крайне доволен тем, как в комплексе звучит припев в этой композиции.

Александр: Песня для меня очень личная и даже интимная. Поэтому при её прослушивании я неизменно испытываю некое чувство смущения. Когда сказал об этом Славе, он меня подбодрил: "Саша, не переживай. Я пропустил "Прятки" через себя и взял на себя часть ответственности". Тут следует добавить, что Слава внес в текст важную коррективу. Вместо слов "я прячусь от Бога, а Бог от меня" предложил вариант: "Я прячусь от Бога, а Он ищет меня". Одна моя приятельница сказала по этому поводу: "Вячеслав абсолютно прав. Мне кажется, он сразу почувствовал в твоей строке фальшь и гордыню. Ну, кто ты такой, чтобы Бог от тебя прятался?".

"Небо земли"

Группа Ю-Питер на прессконференции

Вячеслав: Эта песня весьма упростилась в сравнении с начальным вариантом. От "грандиозной" задумки остались лишь быстро сменяющиеся многочисленные части. Их для столь краткого произведения, как четырехминутная "партита", нашпиговано предостаточно: целых пять гармонических и мелодических составляющих.

Евгений: Песня эта с изрядной долей иронии, иногда даже с гротеском.

Александр: Виртуозная и многослойная вещь. В ней весь "Ю-Питер" — единый мощный мотор, залихватски чередующий режимы работы от холостого хода до максимальной нагрузки. А от каспаряновской гитары в финале у меня просто заходится сердце.

"Что же я такого"

Вячеслав: Записывали эту песню поздно вечером в весьма экстатическом состоянии и почему-то много смеялись. Спросив на следующий день у звукорежиссёра Андрея Алякринского, дескать, что за странный эффект он подключил на голос, получил жесткий отпор: "Ты сам так спел".

Евгений: Песня для меня собралась только после того, как был записан такой инструмент, как "добро". Я сразу почувствовал уместность и стильность, которые придал инструмент композиции.

Александр: Изначально текст был сюжетней, конкретней и шире. Но в конечном счёте банальная жалоба неудачливого нувориша растворилась в сверхритмичном прибое (bayou rock-country) общенародных стенаний с извечным рефреном. Получилась, типа, народная песня. По крайней мере, мне очень хочется, чтобы она стала народной. По поводу серьёзного "усекновения" текста тактичный и деликатный Слава написал мне следующее: "Саша, не расстраивайся. Текст "Титаника" тоже был вначале в два раза длиннее, но мы убедили Илью его сократить...". Результат утряски "Титаника" давно у всех на виду. Лично я не могу представить себе какие— либо добавления к канонически безупречному тексту "Титаника" в его окончательном виде.

"Чистый плюс"

Вячеслав: Забавная во всех отношениях песня, забавно было её играть на студии. По настроению напомнила студенческие времена, ночные репетиции в институтском клубе.

Евгений: Да, это такой панк ностальгический, что-то из области "клэша". Ну и, как обычно, мы не смогли избежать эклектичности в коде.

Александр: Песня, как мне кажется, прежде всего, о сложности нравственного и философского выбора в критической ситуации в стиле чистого, "безвозмездного" панк-рока. Налицо возвращение к истокам спонтанной, беспафосной и взрывной синергетике. Восхитил вокал Славы. Мне кажется, что он оседлал лукавую тему, как ловкий ковбой мустанга, и до конца её укротил, выложившись вокально и энергетически. Низкий поклон ему и всей группе.

"Враг"

Вячеслав: Тоже напоминает молодость.

Евгений: Она очень нравилась на предварительном этапе, — есть в ней что-то революционное.

Александр: Эту песню об искушении и лукавстве я часто слушаю на ночь в качестве музыкального "оберега". Воочию вижу зыбкую и вертлявую фигуру всепроникающего врага. Рефрен мне вначале показался слишком "лобовым". Я его изменил, поубавив воинственности и кровавости. Но, прочитав текст на следующее утро, решил, что не время миндальничать, и восстановил первоначальный текст. Слава ничего не знал о моих поэтических терзаниях. Однако, как мне кажется, косвенно их уловил, поскольку по прочтении текста написал мне: "Сурово, но справедливо". Музыкальное воплощение этого текста "Ю-Питером" как всегда безупречно.

"Цветок"

Вячеслав: Последняя песня, которую мы сделали для альбома. Георгий предложил музыкальную тему, мы собрали композиционную конструкцию. После репетиции просмотрел тексты Саши Логинова. И с радостью обнаружил, что текст, который мне давно нравился, но никуда не хотел ложиться, вдруг подходит к этой песне. Удачное совпадение.

Евгений: Это один из моих любимых припевов на альбоме!

Александр: Эта песня, с точки зрения текста, давалась нам со Славой нелегко. Причем, мне до сих пор непонятны истоки постоянно возникавших мелких коллизий. Мы рихтовали неровности и заусенцы до последней черты, но в конце концов остались собою довольны. Хотел бы обратить внимание на необычайно красивую гитарную тему, повторяющуюся на протяжении песни, и на столь же эффектный рефрен. Идея песни родилась у меня после перепрочтения гаршиновского "Красного цветка". Но в процессе работы над текстом, как это часто бывает, идея слегка трансформировалась.

"Терновник"

Вячеслав Бутусов

Вячеслав: Дорогая моему сердцу песня! Наиважнейшая и основополагающая. Текст написала моя любимая Анжелика, а ключевую тему сочинил Георгий. Остальное мы развили вместе. Настоящий сверхпродукт — апофеоз коллективной деятельности!

Евгений: Песня тоже в музыкальном смысле несколько ироничная,— всем очевидны ссылки.

Александр: Замечательная песня по всем параметрам: текст, музыка, аранжировка, исполнение. Её композиционная строгость вкупе с безудержной страстностью напоминают мне симбиоз английского и французского парка. По его дорожкам можно прогуливаться бесконечно, обнаруживая всё новые дивные уголки и подмечая новые красоты.

"Невесомость"

Вячеслав: Мы решили закольцевать пять аккордов в четырёхчетвёртном размере, поэтому текст интерпретируется как радиосообщение. Ещё лучше было бы набить его азбукой Морзе.

Евгений: А вот эта песня была самой любимой ... да и осталась.

Александр: Завораживающая, медитативно-сюжетная композиция с открытым финалом. При громком прослушивании и удачном стечении обстоятельств ненавязчиво вводит в состояние позитивного транса. Георгий и Евгений при встрече предложили мне свои версии ответа на вопрос о том, что же случилось с героем песни. Хотя обе версии были вполне убедительны и логичны, я предложил им третью.

"Дети минут"

Вячеслав: Долго ломали голову над этой песней, чувствуя большую ответственность. В результате решено было сделать её в стиле кухонной акустики — "чему и рад вполне".

Евгений: Тут я не участвовал. Но как сыграл Сергей Егоров на кахоне, мне очень понравилось. Мечтаю приобрести такой инструмент себе!

Александр: Стопроцентное вхождение Славы в композиторский образ Виктора Цоя. Акустическая версия песни "Дети минут" получилась акварельно воздушной и хрупкой. Однако, камерная легкокрылость отнюдь не лишила песню убедительности, внутренней мощи и энергетики. В итоге электрическую и акустическую версии, как мне кажется, можно вполне рассматривать как два самоценных и самостоятельных произведения. В порядке эксперимента я смастерил бы ещё и третий (гибридный) вариант: в акустический трек транспланировал бы электрическое гитарное соло. На антитезе могло бы получиться очень неплохо. По крайней мере, мне так кажется. Хотя есть ещё очень проникновенная симфоверсия песни, но чисто инструментальная.


2010 год. Вячеслав Бутусов: Макаревич н... Все статьи 2010 года 2010 год. Семейный рок Вячеслава Бутусов...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей