Рок-весна: заметки фенолога

О. Пшеничный. «Комсомольская правда», 1991 г.
Сканы предоставил: Иван Киреев. Обработка: naunaunau.narod.ru, январь 2019 г.


Такой напряженной фестивальной жизнью, как весной, мы давненько не жили. Практически всюду — легкий ажиотаж перед входом, спрашивают лишние билетики, при хорошей организации — аншлаг. Обратимся к самому примечательному.

1. Минск. "Музыканты — детям Чернобыля". Среди участников — "Наутилус", "Машина времени", "ДДТ", "Калинов Мост", "Разные люди", а из гостей наиболее интересны — "Линдис Фарн", "Эко энд зэ Баннимен", "Чайна Крайзис"

Запомнилось: стадион "Динамо", высокое небо, неплохой звук, особенно у иностранцев. Когда в час ночи адмнннстрация, вполне по-советски, посреди песни требует отключать электричество, Юра Шевчук не смущается отсутствием тока и без всякого сопровождения: "Ой, мороз, мороз, не морозь меня..." Весь стадион подпевает хором, в печальную годовщину люди поют вместе...

Мы все видали на стадионах и "ДДТ", и "Машину времени", и "Наутилус Помпилиус": это — гарантия качества и сборов, музыку их можно любить или не любить, но ниже своего уровня они редко выступают. Правда, сложная эволюция происходит с "Наутилусом": приходят и уходят музыканты, долго обкатывается новая программа. Возобладали струнная концепция, манчестерский холодок, гробовая серьезность — от трагикомедии к драме и эпосу двигается "Наутилус", на ходу теряя поклонников, а точнее, поклонниц.

"Линдисфарн" подружился с публикой, с первого же номера показав "тот самый" британский фолк-рок экстра-класса: не зря в 72-м группа стояла в одном ряду с "Джетро Талл" и "Прокол Харум". Когда я попросил лидера Алана Холла рассказать о группе, он сказал: "Знаешь, приятель, давай я лучше о своей внучке расскажу, ей уже четыре годика..."

Прохладней встречали "Бэннименов" и "Чайна Крайзис". Видно, в наших ресторанах подобную музыку так и не освоили, публика с трудом воспринимает даже довольно легкий стиль "Чайна Крайзис".

Концерты в Минске и Киеве — не только музыкальная дань пострадавшим от "мирного атома" Белоруссии и Украине. Генеральный спонсор — межотраслевая ассоциация "Белэкс" — поставил дело на необычные для советских меценатов рельсы. Выло решено, что весь вклад спонсора в рублях пойдет на организацию самого концерта (и рублей не пожалели), а для серьезной помощи детским больницам нужна валюта — и "Белэкс" через своих западных партнеров организовал сбор валюты, которая напрямую пойдет в больницы в виде оборудования и медикаментов.

"Белэкс" не ограничился деньгами и в лице своего подразделения — фирмы "Бит" — был фактическим продюсером концерта, преодолевая некомпетентность и неразворотливость государственных чиновников, которые в который раз оказались не очень удачными посредниками между иностранцами и продюсером.


2. Киев. "Колокола Чернобыля": "Наутилус", "ДДТ", Гребенщиков, "Альянс", Вика Врадий, "Иванов даун" и др.

Роману Альтеру, известному киевскому менеджеру, удалось организовать грандиозное, печальное и драматичное рок-шоу.

Борис Гребенщиков спел: "Черный ворон, что ты вьешься над моею головой..." Он, кажется, наконец расстался с "Аквариумом" и выступает сольно. Его песни, как и прежде, — метафизика, сложная лирика, фольклор и акустика: и самоповтор.

Посчастливилось услышать Вику Врадий с группой. Ее кумир — Нина Хаген, ее образ — затянутый в кожу панк. При этом все сделано тщательно и одновременно лихо с неожиданной для выпускницы двух гуманитарных вузов энергией. Вика — вместе с "Воплями Видоплясова" — кумир украинской тусовки и поет на украинском, резко и честно.

Обрадовал "Альянс" — давно уже не безликий, не эстрадно-попсовый. Мощная, интересная группа.

Профессионалы, смотревшие киевские и минские концерты, сошлись в мнении, что в совокупности получился фестиваль масштаба таллиннского "Рок саммера".


3. Минск. "Рок чистой воды" (чернобыльская акция): "Бригада С", "Аукцион", "Чайф", "Петля Нестерова", "НОМ", Михаил Борзыкин.

Видимо, на этом концерте было последнее выступление "Бригады С" в нынешнем составе: не исключено, что в "Бригаду" вернутся ребята, во главе с Галаниным выступающие ныне под названием "Бригадиры".

"Аукцыон" показал несколько новых вещей: если говорить лозунгами, то "Аукцыон" следует в направлении: "Меньше хаоса — больше музыки!"

Идеолог и бесспорный лидер "Рока чистой води" — "Чайф", со времени прошлой акции подтвердивший свои намерения войти в десятку лучших групп нашей страны.


4. Новосибирский Академгородок. Интернеделя

Will Sinnott (Уилл Синнот), The ShamenWill Sinnott, The Shamen "Колибри", "Неформальное Объединение Молодежи", "Два самолета", "Настя", Альберт Кувейзин, "Альянс", из Великобритании: "Шэймен" и "Мекка".

По набору приглашенных музыкантов зги концерты обещали многое — и привлекли внимание не только наших, но и "Мелоди Мейкер".

Увы, уровень организации да и просто общей культуры "Маевки" оказался настолько низок, что все уже под вечер первого дня пожалели, что сюда попали, — я слышал это и от музыкантов, и от журналистов, и от гостей фестиваля. Среди музыкантов бытует термин — "подставка", когда группа поставлена в условия, в которых просто невозможно показать свои лучшие качества. Естественно, самоотверженность и терпение таких ленинградских "звезд", как "НОМ", "Колибри" и "Два самолета", внушают уважение. Их выступления вызвали и овации, и "бис", а к "НОМу" за кулисы пришли англичане, чтобы высказать искреннее удивление уровнем группы.

Сами "Шэймен", играющие музыку новейшей эпохи под названием эсид-хаус, наверное, не поняли, что же с ними произошло в России. Если "Эко энд Баннимен" в Минске были не совсем поняты публикой, то пребывание "Шэймен" в Сибири можно сравнить с визитом инопланетян на танцплощадку.

Тревогу вызывают сценические выступления прекрасной и популярной группы "Настя". Вживую слушать "Настю" все менее интересно.

Кувейзин — парень из Тувы, совсем не похожий на рок-звезду, лауреат "Голоса Азии", поднимает своими этническими песнопениями тысячелетние пласты истории человечества.

Так вышло, что в беглом и довольно неполном обзоре мне пришлось упомянуть чуть ли не весь цвет отечественной рок-музыки: хотя некоторые из имен мало известны читателю из-за недоступности записей и пластинок, несовершенства теле— и радиоэфира. Пока что надежда — на Российское телевидение, радиостанцию SNC, на независимую грамзапись.

Только вот страна у нас такая большая...


Как стало известно, по возвращении из СССР Уилл Синнот, одни из "Шэймен" (на снимке на переднем плане), трагически погиб.


1991 год. Рок против террора... Все статьи 1991 года 1991 год. Родившийся в эту ночь и другие...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителейMozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>