Пока «Титаник» плывет

С. Шах, А. Мирошниченко (рисунок "Слава"). Б. Петрушанский, рис.+текст. Рекламно-информационный вестник «Иванов» №6, 1994 г.
Сканы предоставил: Droopy, г. Тула. Обработка: naunaunau.narod.ru, сентябрь 2016 г.


«ТИТАНИК»

  1. Тутанхамон
  2. Титаник.
  3. Утро Полины
  4. Негодяй и Ангел
  5. К Элоизе
  6. Воздух
  7. Колеса любви 8.20000
  8. Зверь

Музыка: Вячеслав Бутусов
Слова: Вячеслав Бутусов (5, 9), Илья Кормильцев (1, 2, 3, 4, 6, 7, 8)

Вячеслав БУТУСОВ — вокал, гитара, ак. гитара
Игорь КОПЫЛОВ — бас, гитара, полезные советы
Альберт ПОТАПКИН — гитара, бас, клавиши
Олег САКМАРОВ — флейта, MIDI-sax, клавиши
Вадим САМОЙЛОВ — гитара, клавиши, бубун.

Запись произведена в Екатеринбурге, декабрь 93-февраль 94.
Звукорежиссура и программирование — Вадим Самойлов и Александр Гноевых (Полковник).


Нарисованный Бутусов
НЕСМОТРЯ НА ВСЕ ПУБЛИКАЦИИ о составе НАУ, предшествующие появлению последнего LP группы и прочую тусовочную шелуху и газетную Возню, неизбежную в таких случаях, мало кто всерьез переживал или терялся в догадках, что же теперь станет с НАУТИЛУСОМ, в какие такие новые просторы он «двинет собой». Все было предсказуемо. Предсказуемо и ясно.

Так оно, собственно, и вышло. Альбом получился в меру лиричным, в меру сдержанным, и в целом достаточно стройным. Саунд ровный, без провалов и сбоев (временами, правда, раздражают неживые барабаны, (нo это так, больше пожелание, нежели серьезная претензия, потому как там, где это бы и впрямь ломало, скажем, у АКВАРИУМА или АЛИСЫ, у НАУ, в принципе, съедается), приятные аранжировки,— последнее и без того не самое слабое Славино место, а тут еще плюс и «как Вадик прописал». Приемлемо. И в то же время типично по-наутилусовски. Хотя и сильным (очень сильным) креном в попсовость. Впрочем, Бутусов, очевидно, именно этого и добивался — не зря же, в конце концов, он пригласил на данный проект В. Самойлова.

Открывается LP номером «Тутанхамон». Вообще в песнях «наших рокеров чего только не было: Джа, Бодхидхарма, Бодисатва, Кришна, карма, заезды в любые религии и философии. Не было, пожалуй, лишь Древнего Египта с его экзотикой и феньками. Пока Боря не подкинул в «Царе Сна» Рамзеса IV. Зацепило, похоже. И вот уже другой фараон. Тутанхамон. Понятное дело, что песни не о фараонах вовсе, они лишь фон для прогона собственных телег. Однако, если у БГ Рамзес действительно всплывает к месту и по делу, у НАУ его Тутанхамон просто погремушка, нелепая привязка, не понятно к чему и зачем. Этакий закос в интеллектуальность, не больше. «Правда всегда одна,— это сказал фараон. Он был очень умен, и за это его назвали — Тутанхамон...» Бред и набор слов. Даже мой десятилетний сын, изучавший в этом году в школе по истории Древний Египет, знает, что Тутанхамон был весьма посредственным правителем и умер восемнадцати лет от роду, ничего не только выдающегося, но и мало-мальски значительного за свое царствование не совершивший. (Известен главным образом оттого, что в начале нашего столетия, а точнее в 1922 г., Говард Картер нашел его гробницу, и это была единственная сохранившаяся до нас неразграбленная усыпальница египетских фараонов. Что же касается имени, то оно было дано не за какие-то выдающиеся умственные способности юноши, как это полагают Бутусов с Кормильцевым, а связано, по традиции, с одним из египетских богов, в данном случае — Амоном; кстати, до 14 лет он носил другое имя — Тутанхамон (в честь Атона). И вся эта беле-берда декорирована сверхмудрыми (ну просто офигенными!) сентенциями, типа если вырвать волосы, то их уже не вставить назад («назад» — слитно или раздельно?).

То тут, то там на тутовом дереве тутовый шелкопряд вытаптывает тапками тутонхомоническую, коконофоническую музыку. Тыча и суча тапками, не попадая в такт собственному топоту, ткет тончайшую тутовую путу.
Вообще, надо сказать, у НАУ это далеко не первый случай, когда парни гонят откровенную туфту. На предыдущем их аудио-релизе есть номер «Падший Ангел». После первого же куплета становится ясно, что Бутусов сотоварищи, пользуясь понравившимся им «красивым» образом, элементарно не знакомы, как говаривали прежде, с первоисточником. Впрочем, это не мешает «Падшему Ангелу» до сих пор занимать верхние строчки в чартах многочисленных «звуковых дорожек» различных «московских (тамбовских, рязанских, тьмутараканских) комсомольцев». Не нужно было быть провидцем, чтобы предсказать точно такую же участь и «Тутанхамону»; и шестнадцатилетние пэтэушницы так же, закатив глазки, сегодня самозабвенно мурлыкают под нос: «Правда всегда одна,— это сказал фараон...» Короче говоря, «волны перекатились через мол и падали вниз стремительным домкратом».

Что касается заглавного номера альбома,— то, конечно же, и крысы бегут с корабля, и «каждый из них умрет», и «никто не хочет и думать о том, пока «Титаник» плывет»... Пафос и букет штампов. А мысль тривиальна и ясна, как невеста под фатой. Текст песни напоминает рисунок на фольге — глаз слепит, а узора нет.

В то же время это вовсе не означает, что альбом провальный. В общем и целом он слушается даже приятно — разумеется, за исключением некоторых обломных моментов (см. выше). Есть на LP и явные удачи — «Утро Полины», и 100-процентные хиты: «Негодяй и Ангел», «Колеса Любви». Самая же сильная вещь LP — «Воздух».

... Как бы там ни было, «Титаник» отчалил от пирса и начал самостоятельное плавание «в надежде спастись». По этому поводу незабвенный сотрудник профсоюзного органа Ухудшанский непременно сказал бы (с некоторой сатирической нотой в голосе):

— Плывете? Ну, ну!


1993 год. Овация под скудные овации. Кра... Все статьи 1994 года 1994 год. Титаник: Земные корабли Вячесл...

©2004-2016 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей