Философия в стиле рок

Андрей Максимов, фото Виктора Грицука. «Собеседник» №31, июль, 1988 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Они не заигрывают с публикой, не эпатируют ее. И тем не менее их любят. Их называют лидерами рок-музыки сегодня. Почему?

Рок-звезды вспыхивают быстро и еще быстрее гаснут. Не все, но многие. У нас более чем предостаточно рок-групп, но мало самобытных. А если нет самобытности, но выступать хочется — что делать! Рецепт известен: шокировать публику. Кто чем может: смелостью (чаще всего вчерашней), внешним видом или невероятной заумностью песен, которые не слушать надо, а разгадывать. «Наутилус-Помпилиус» всплыл в рок-море солидно и не торопясь. Со стороны могло сложиться впечатление (думаю, так оно и было), что группа ничего не делала для собственной популярности. Только одно: работала. Сначала о ней узнали знатоки, поползли слухи, мол, в Свердловске появилась уникальная группа. Потом кассеты с записями стали передаваться из рук в руки. Иметь запись «Наутилуса» стало престижным. Сам видел на юге плакат на одной из студий звукозаписи: «Есть «Наутилус-Помпилиус»!»

То, что группа эта уникальна, сегодня никому доказывать не надо. Но в чем же ее феномен? Некоторые считают: в том, что «Наутилус» поет о нашей жизни. А о чьей жизни поют другие группы? Нет, не в этом дело.

Те, кто бывал на концертах группы, наверняка заметили, что они и ведут себя как-то... несовременно, что ли. Выходит Вячеслав Бутусов, и начинается не столько концерт, не столько шоу, сколько, скажем так: рок-разговор. Пока другие группы (во всяком случае, многие из них) пытались всеми силами зрителя увлечь и развлечь, «Наутилус» хотел заставить зрителя оглянуться по сторонам, вглядеться в жизнь, а вглядевшись, задуматься.

Почему у дочери пьяного отца единственная радость в жизни — портрет Алена Делона, который «говорит по-французски и не пьет тройной одеколон»? Почему мы так часто сами себя ощущали гороховыми зернами, которые бьются головой о стену? И что это за человек, чья нехитрая философия выражается словами: «Ты моя женщина, я твой мужчина. Если надо причину — то это причина. Казанова, Казанова — зови меня так». Кто он такой, современный Казанова? И как, наконец, сделать, чтобы наша земля не была «шаром, цвета хаки»? Музыканты делятся с нами своими мыслями, надеясь разбудить мысли и в нас. Этим и интересна группа. Несмотря на обилие рок-групп, несмотря на то, что их все чаще показывают по телевидению, рок-движение переживает момент нелегкий. То, что еще вчера казалось смелым, невероятно оригинальным, сегодня уже выглядит как нечто устаревшее. Как соответствовать сегодняшнему дню? — вопрос для рок-движения не праздный.

Мне кажется, что «Наутилус-Помпилиус» решил его для себя, как и подобает людям искусства: надо рассказывать о наболевшем талантливо. И тогда не надо будет ни подстраиваться, ни заигрывать — тогда ты будешь интересен. И наконец, последнее. Свердловские музыканты — это группа, состоящая из личностей. Мне бы хотелось их всех назвать: Вячеслав Бутусов (гитара, вокал), Виктор Комаров (клавишные), Алексей Могилевский (саксофон), Дмитрий Назимов (ударные), Алексей Хоменко (клавишные), Андрей Макаров настраивает аппаратуру, Илья Кормильцев пишет тексты песен.

«Наутилус» много ездит по стране, побеждает на всевозможных конкурсах. И всегда остается самим собой. Пока это есть, у группы, уверен, будет счастливое плавание.


1988 год. Настя Полева и Егор Белкин... Все статьи 1988 года 1988 год. Наутилус на сцене и за кулисам...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Mozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей