Бутусов. На истинном пути

Александр Долгов. «Fuzz» №11, 2004 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Встреча с Вячеславом Бутусовым прошла на репетиционной точке Ю-Питера на Пушкинской, 10. Вячеслав, несмотря на предложение Александра Долгова, отказался от каких-то манипуляций с опросными листами для фотографий Алекса Федечко-Мацкевича, предложив лучше передать их ученым, чтобы после переработки листочки снова стали кедрами. В конце общения услышали, как этажом выше на своей репетиционной базе оживился Аквариум. Вячеслав Бутусов восхищенно заметил: "Опять играют. Сколько же у них песен!"

Ощущения от концертной деятельности?
Сергей Харисков, Иваново

Вячеслав Бутусов: Концертная деятельность, на мой взгляд, не отличается ни от какой другой деятельности. И все ощущения зависят от того, как идут дела, и насколько здоровая атмосфера в коллективе — чаще всего. Да в любом, у вас то же самое. Концертная деятельность носит смежный характер, и все там хорошо, когда у нас нормальное настроение. Если это один коллектив, то все должны радеть о чем-то одном, о главном.

Почему вы так и не доехали до Иркутска, несмотря на кучу афиш и рекламы?
Люся Дурасова, Иркутск

Вячеслав: Не знаю. У нас не слетело ни одного концерта, даже когда мы думали, что не успеваем по срокам. Для меня это загадка. Наверное, что-то произошло еще на подготовительном уровне, и мы даже не успели понять. И, потом, в Иркутске мы были недавно. Город особенный. Процесс перемещения декабристов дал о себе знать в этом городе. Хотя он сам по себе хороший, красивый. Я как сибиряк в этом разбираюсь немножко. Когда приезжаешь, например, в Иркутск зимой — Ангара очень быстрая и не замерзает, и в мороз столб пара десятиметровой высоты движется через город в коридоре на ширину реки — грандиозное зрелище. Между прочим, Иркутск славился меломанами в свое время. Студенческая среда пытливая достигла очень больших успехов. Даже в сравнении с Екатеринбургом, в котором уже и рок-клуб тогда был.

Куда все подевались?
Юрий Дворников, СПб

Вячеслав: Этот вопрос подразумевает несколько ответов. Есть те, кто очень далеко. Люди, с которыми мы утратили связь. Есть те, кто просто ушел, так сказать, в умиротворение по каким-то причинам. А все остальные, я думаю, все здесь, в СПб.

Будут ли исполняться песни НАУТИЛУСА на стихи Кормильцева на концертах? Слава, как насчет еще одной песни с Ильей?
Иван Человеков, СПб

Вячеслав: Кормильцев летом в разговоре со мной снял всяческие эмбарго на исполнение песен на его стихи. Был такой период на уровне моральной холодной войны, когда кто-то обиделся, не понял и так далее. Но, поскольку уже время прошло, все эти истерические детские мотивы отпали сами собой. Мы сейчас довольно часто встречаемся, когда я в Москве бываю. В основном он занят издательской деятельностью. Вот, выпустил книгу Ника Кейва. Обещал подарить.

Какие у вас ощущения от нового альбома группы?
Александра Пономарева, Калининград

Вячеслав: В основном народ интересуется ощущениями. Это правильно, хорошо. У меня ощущения связаны с тем, насколько процесс эффективно происходит. Альбом записывали в общей сложности год, и, что непрывычно для нас, по одной песне, фрагментами. Мы обычно стараемся арендовать студию, — например, "Добролет", — сразу на месяц, договариваемся на определенное время. А тут приходилось вот так: по-европейски записываться. Я терпеть не могу, когда в полевых условиях все записывается. Но иногда это дает результаты.

Если бы музыканты НАУТИЛУСА участвовали во всех пост-НАУ-релизах, какими были бы эти альбомы?
Сергей Якшин, Невинномысск Ставропольского края

Вячеслав: Собственно, так оно и было. Так или иначе, какие-то музыканты в разные периоды участвовали. Я имею в виду себя. Вот как оно было, так и могло быть. По-моему, все вполне логично развивалось.

На премии "Муз-ТВ" Ю-ПИТЕР, кажется, единственный выступал не под фонограмму. А бывали ли случаи, когда вам приходилось "открывать рты"?
Надежда Макарова, СПб

Вячеслав: Да, мне в последнее время довольно часто приходится открывать рот под фонограмму. Но были случаи каверзные, например, в период 1987-88 годов, когда популярность НАУТИЛУСА была на уровне ЛАСКОВОГО МАЯ. Я помню, мы приехали в так называемой солянке росконцертовской в Анапу. Тогда было популярно проводить такие мероприятия на стадионе. Там поставили помост, две колонки и сказали: "Ребята, живьем здесь нереально выступать, так что идите на базар, купите там бобины в кооперативном киоске и быстро сделайте фонограмму". Разбирающийся в этом человек поехал на базар, купил пленку, нарезали ее в соответствующей последовательности. А когда включили магнитофон, там скорость оказалась выше. Поэтому мы бодрыми буратинскими голосами спели "Скованных Одной Цепью". Я всегда предполагал, что, если лицедействуешь, то должен быть элемент неожиданности, — и он присутствовал. Как ни играй под фонограмму, все равно смешно. Это очень мутное занятие. Абсолютно бессмысленная вещь — при моем отношении в целом к концертной деятельности. Либо нужно из этого фарс делать откровенный. А телевидение до сих пор не научилось писать звук. Какое-то развитие происходит однобокое. Усилия нужны, чтобы это развивать и практиковать, чтоб это в школу какую-то вылилось. Поскольку никто усилий не прилагает, соответственно, ничему они не учатся.

Как вы организовали группу и как, в частности, с вами стал играть Каспарян?
Ольга Морозова, СПб

Вячеслав: Группа создана благодаря существованию самого Юрия Каспаряна. Мы с ним встретились после периода его берложного исчезновения. Лет десять, по-моему, его точно не было на виду. Я был потрясен — как же так, человек ведь должен чем-то заниматься, правильно? И у него самого из-за того, что он долго не играл, было желание большое. Мы были на съемках проекта на стихи Головина, "Звездного Падла", потом пришли к Андрею Федечко фотографироваться с Юрием Дмитриевичем и там решили, что нужно поиграть. Предварительное соглашение заключили в тот момент. Пожали руки. Для меня имело значение, что, даже если я сам рвения к концертной деятельности не выказываю, то, если имею возможность, должен помочь людям, которым это нужно. В этом хоть какой-то смысл есть. Так что можно считать, что Ю-ПИТЕР — это группа имени Юрия Каспаряна и Евгения Кулакова, присоединившегося позже.

Какие у вас впечатления от выступления на "Нашествии" с НАУТИЛУСОМ?
Георгий, Тихвин Лен. области

Вячеслав: На "Нашествии" была экстремальная обстановка, и она усугублялась тем, что НАУТИЛУС собирали с разных концов, включая заграничные, и была всего одна репетиция. Нервотрепка, стресс, и в этом было больше нервозности и волнения, чем удовлетворения. Так что я это воспринял как благотворительную акцию в аспекте общественной нагрузки. Отдать дань уважения, условно говоря, легенде, которую сам народ и придумал. Собрались только те, кто мог позволить себе бросить работу, — хотя все чем-то заняты. В частности, Алик Потапкин с Аквариумом играет, кто-то околомузыкальным бизнесом занимается, кто-то вообще отошел от музыки. Я был, например, потрясен, восхищен тем, что Гога Копылов теперь стеклодув.

Ван Гог — ваш любимый художник?
Ангелина, СПб

Вячеслав: Я не могу так сказать, но с большим уважением к этому человеку отношусь как к мастеру. Потому что он, конечно, привнес очень ценное видение окружающей действительности. Период импрессионизма — это мое любимое направление в общей области моих приверженностей. Хотя есть художники, которых я больше понимаю, вернее, ощущаю на уровне интуиции. Идея обложки "Биографики" принадлежит художникам, которые пытались несколько вариантов сделать — с автопортретом Ван Гога и какими-то другими одиозными произведениями. Магритта пробовали и еще кого-то. По исполнению эта получилась лучше всего. Кстати, о моей последней встрече с прекрасным. Позавчера в Ханты-Мансийске я был потрясен, как Незнайка в Солнечном городе. Я уж не говорю про самый крупный в России центр для одаренных детей, про 50 закупленных роялей "Steinway", — фирма обалдела от такого заказа впервые в истории... А то, что я увидел в музее из шедевров изобразительного искусства, которые они покупают в частных собраниях и на аукционах. У них есть раздел иконописи, начиная с Византии, и все авторы классические нашей живописи, картины которых были выхвачены из рук капиталистов за последние десять лет. В том числе там есть и раритеты: например, что для официальных выставок большая редкость, — незаконченные работы. Это какая-то неведомая мне добрая воля, которая умеет вкладывать деньги на благо общества. То есть они не покупают какие-то золотые слитки. И это вызывает уважение на фоне всего остального: мародёрства.

Вы, кажется, единственный из серьезных рок-музыкантов, кто не постеснялся нарядиться в клоунские одежды или зайцем. Будут ли еще подобные перевоплощения?
Александр Мурзин, Иваново

Вячеслав: Это был проект с "Лицедеями" большой, даже не концерт, а полуспектакль с привлечением лучших сил, близких мне по духу, и мы пользовались их гардеробом — обстановка позволяла. Я очень странно сподвигся на это, поскольку меня поразили дети из Белоруссии, которые пели и танцевали и, по сути, это был одноразовый благотворительный концерт в Минске. Там играли изначально белорусские музыканты и дети. Потом попросили провести концерт в Питере в "БКЗ" и в "России" в Москве.

Кто из молодых екатеринбургских музыкантов вам наиболее симпатичен?
Марина Поликарпова, Екатеринбург

Вячеслав: Не могу сказать, что хорошо знаю, что там сейчас происходит на уровне молодежного энтузиазма, но из тех, кто уже хорошо известен и считается молодым поколением, мне нравятся СМЫСЛОВЫЕ ГАЛЛЮЦИНАЦИИ, САНСАРА. Еще почему-то понравились ACID UMBRELLAS — больше внешним видом. Галлюциногенные зонтики, судя по всему, аналогии с грибами. У них отличный имидж, буратиновские носы, — я видел их только на снимках.

Общаясь с Каспаряном, вы называете его Георгием или Юрием?
Максим Симонян, СПб

Вячеслав: Общаясь с Каспаряном, в последнее время я его называю все чаще Юрием Дмитриевичем.

Вы такой мягкий и интеллигентный человек из-за того, что вы — отец трех дочерей?
Нина Соколовская, Псков

Вячеслав: Я думаю, что характер человека, скорее, может предусмотреть наличие тех или иных детей — количество, пол. Сам характер человека от этого кардинально не меняется, но дети очень благотворно влияют на возвращение взрослых на путь истинный. Это уж точно. Особенно девочки.


2004 год. Концерт, посвященный 100-летию... Все статьи 2004 года 2004 год. Ю-Питер Бутусов. Биографика...

А сейчас здесь ссылка на сайты музыкальных групп, коллекционеров записей, аудиофильские сайты... А сейчас здесь ссылка на сайты музыкальных групп, коллекционеров записей, аудиофильские сайты...