Депилс «побутусил»!

Светлана Кубасова. «Dnevnik.lv», 2006 г.
Сканы предоставил: Dnevnik.lv. Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Бутусов

Ура, товарищи, свершилось! 13 апреля ценителей хорошей рок-музыки ожидал не просто приятный сюрприз, а поистине царский подарок, — событие с большой буквы. С гастрольной программой "Имя звезд" в Даугавпилсе выступил Вячеслав Бутусов. Долготерпеливые ожидания поклонников лидера бывшего "Наутилуса" не могли не оправдаться на все сто — в концерте, который длился полтора часа (и прошел на одном дыхании, с чем согласятся все, кто там побывал) музыкант исполнил все самые любимые, ставшие уже классикой хиты, и песни из нового репертуара. Даугавпилсским журналистам повезло еще больше, чем зрителям, — у них был шанс лично пообщаться с легендой российского рока непосредственно перед концертом.

"Тихо, спокойно, как у нас в Пушкине"

— Вячеслав, очень рады видеть вас в нашем городе. А раньше мы с вами в Даугавпилсе не встречались?

— Если мне память не изменяет, то да. Впечатления самые наилучшие — тихо, спокойно, как у нас в Пушкине.

— А любимые города у вас есть?

— Есть, конечно, но их много и они все по-своему любимые. Города, как и люди, неповторимы, и у каждого из них есть свои положительные особенности.

— Признайтесь, бывает ли, что приходится выходить на сцену без настроения?

— Без настроения вообще невозможно человеку жить. Так или иначе человека сопровождает какое-то настроение — грубо говоря, хорошее или плохое. Выходил ли я на сцену с плохим настроением? Конечно, бывало. Но для этого существуют специальные отработанные приемы. Если вас интересует, с каким настроением я приехал в Даугавпилс, то я спокоен, и это главное. Для меня это очень важно.

Немногословный "князь тишины"

— В программе "Имя звезд", с которой вы к нам приехали, есть несколько песен группы "Кино". С чем это связано?

— Самым прямолинейным образом это связано с тем, что в нашем коллективе играет замечательный гитарист Юрий Каспарян, который участвовал в изобретении этих песен. Вообще для этой программы мы составили список композиций разных периодов — с самого начала вплоть до последних альбомов, всего понемножку.

(Что верно, то верно. Думается, Бутусов угодил поклонникам разного периода его творчества. Свой концерт он начал с песни "Гибралтар/Лабрадор" из к/ф "Брат", отдав тем самым дань уважения Сергею Бодрову. Далее шли последние хиты. Потом — "Киношная" классика. И, наконец, самые любимые песни, которые слушатели знают наизусть, — "Прогулки по воде", конечно же "Крылья", "Я хочу быть с тобой", "Гудбай, Америка"... Со зрительным залом Бутусов не обмолвился ни словом. Впрочем, он вполне может позволить себе обойтись и без попсовичных экивоков и заигрываний с залом, именуемых "налаживанием контакта со зрителем". Со "своим" зрителем у Бутусова контакт и так налажен — через потрясающе глубокий смысл его песен, через его голос, такой узнаваемый, с эдакой характерной "усталой" хрипотцой. Он приехал просто петь. Для нас. В-общем, кто пришел послушать хорошую музыку, удовольствие получил. Кто пришел поглазеть на кумира, наверняка был немного разочарован его немногословностью.)

— А какая ваша песня для вас самая любимая?

— Я вычислил для себя дежурный ответ на этот вопрос, и всегда отвечаю, что это песня "Князь тишины". Она меня до сих пор не перестает удивлять. Когда я ее "походя" и случайно откопал в антологии венгерской поэзии периода 18-19 века, даже не предполагал, что у нее такой глубокий смысл.

— Кстати, раз уж заговорили о поэзии, какую литературу вы предпочитаете?

— Я еще не дошел до уровня поэзии, чтобы осознанно любить этот жанр. Хотя преклоняюсь перед Пушкиным, перед его великим талантом. Вообще я пока "орудую" в области беллетристики — как опытный ее потребитель. В последнее время прочел очень много Маркеса и Павича. Думаю, что следующим этапом будет русская классика — она у меня провисла на уровне школы, не говоря уже об институте (там у меня вообще все отошло на второй план).

— У вас есть любимый философ?

— Я могу назвать Пифагора. Это уникальный человек. Думаю, таких людей в истории было много. Но впечатляет очень сильно то, что человек, не написавший ни одной строчки, при этом весьма уважаем и почитаем не только среди публики, но и среди специалистов.

Русский рок: за искренность и откровенность!

— Для нас Вячеслав Бутусов — легенда рока. А как вы сами к себе относитесь?

— Я к себе отношусь как к своего рода загадке, из которой сам знаю только половину, причем негативную. А самое лучшее мне предстоит узнать еще и разгадать.

— Хотелось бы узнать вашу оценку тому, что сейчас происходит на современном музыкальном Олимпе.

— Чтобы мне давать какую-то оценку, мне нужно иметь право на это. Хотя еще один вопрос — по какой шкале можно ставить оценки? Ну, если вы настаиваете, то я двойку ставлю смело.

— Но, тем не менее, есть ли достойные группы или исполнители?

— Я понимаю, что в данном случае нужно рассматривать этот вопрос с точки зрения "на безрыбье и рак щука", но смысла нету этим заниматься. И потом, я выпал из среды меломанов. Моя пытливость меломана уже вся израсходовалась. Я очень активно впитывал в себя музыку, начиная с 7 класса и включая весь институтский период, а потом, видимо, исчерпал свои ресурсы и перешел на другую музыку.

— Чего, по вашему мнению, не хватает сегодняшним слушателям? Учитывая, что довольно низкого уровня попса пользуется сегодня огромной популярностью...

— По-моему, не хватает ему сообразительности. В наше "высокоцивилизованное" время наблюдается ускорение всяческих процессов. В том числе ускоряется поток потребительской продукции, соответственно и скорость прохождения любого продукта (в том числе музыкального) через нас требует более мелкие вещи, чтобы мы успевали их проглотить. Отсюда тенденция нашего времени — обмельчание. В таких категориях, как литература, музыка, живопись есть предел этому обмельчанию. И не нужно к этому процессу относиться фанатично: если нет ничего приличного, то просто надо переключать свое внимание на нечто другое. В разное время что-то находится на пике моды — когда-то популярна была поэзия, потом бардовская песня: одно уходит, на смену приходит другое. Нужно просто найти, к чему время располагает свой интерес. Но проблема большинства потребителей в том, что они тупо потребляют то, что им подают, а это такой духовный фаст-фуд — невкусный и бесполезный, а может и вредный.

— Российский рок идет отдельной статьей...

— Не могу сказать, что правильно сформулировал идею отечественного понимания рок-музыки, но считаю, что те два элемента, которые я сам для себя выделяю, на мой взгляд, необходимы именно для нашей рок-музыки — это искренность и откровенность. Поэтому по этим критериям очень просто определить — рок-группа это или нет.

— Сейчас очень многие группы громко называют себя "рок-группами" без всяких на то оснований. И все-таки среди новых молодых коллективов есть достойные?

— Могу, если дадите мне полный список, чтобы никого не обидеть. Но в основном я вижу совершенно неосознанное и, более того, незаслуженное кривляние и глумление. И это тоже тенденция времени — эдакое мускулистое упорство присвоить себе громкое имя. Единственная заслуга нынешнего поколения — это настырность, которая еще не созрела до понятия целеустремленности.

— Какое определение вы бы дали вашему слушателю?

— Близкий по духу человек. А возраст не имеет значения. Чем старше, тем лучше.

— Led Zeppelin до сих пор ваша любимая группа?

— Она мной уважаема. Причем уважаема еще и потому, что я их с большим трудом "раскусывал".

— По поводу множества новых музыкальных конкурсов...

— Да они все одинаковые. Конкурсы, фестивали — названий множество, но суть не меняется: везде одно и то же происходит, и не понятно, зачем вообще они создаются. Российский шоу-бизнес — мероприятие довольно тоскливое. Это я говорю как человек, который в нем участвует. И сколько бы я не хорохорился, но, попадая в атмосферу этих псевдофестивалей, чувствую, как и мы такими же унылыми типами становимся. В этом наша ошибка — во все это либо вообще не надо вписываться, либо надо противостоять.

Об "утках" и счастье

— Вячеслав, какой вопрос журналистов для вас самый нелюбимый?

— Знаете, все зависит не от вопроса, а от контекста. Ответ можно дать на любой вопрос.

— Много ли газетных "уток" о себе приходилось читать?

— Да конечно! Очень много, но все больше как-то по мелочи. Для того, чтобы придумать что-нибудь существенное, нужно расшатывать воображение, а это очень мучительная практика. Из того, что я за свою жизнь прочитал о себе, запомнилась одна дурь: в газете была помещена фотография, подписано, якобы сделано в Олимпийском (вообще не понятно, кто на сцене стоит). На переднем плане стоящая в партере публика, среди которых есть девушка, сидящая на плечах какого-то молодого человека. Пара выделена кружочком, чтобы обратили особое внимание. А дальше идет большая статья о том, что именно в таком положении во время выступления группы "Наутилус" девушка зачала ребенка от этого молодого человека. Вот такая мистифицированная утка. На самом деле подобные статьи — просто безответственное глумление.

— В чем находите вдохновение?

— Во всем, что меня окружает. Все вокруг по-разному и по-своему наполняет мое существование и дает мне полноценные радости жизни. Поскольку в основном время я провожу либо на гастролях, либо дома, то соответственно этой атмосферой я и питаюсь. Вполне достаточно.

— Вы тусовочный человек?

— Нет.

— Как вы считаете, за все в жизни надо платить?

— За все. Обязательно. Поэтому лучше не убегать далеко, а сразу же расплачиваться. Как говорится, не отходя от кассы.

— Хорошими делами прославиться нельзя?

— Если вы имеете в виду добрые дела в смысле благотворительность, то это это скрытая помощь людям, нуждающимся в ней. Вряд ли стоит ставить себе задачу прославиться.

— Обязательно скрытая?

— Да.

— У вас есть свое жизненное кредо или девиз, который выручает вас в трудную минуту?

— Про кредо ничего не знаю, потому что не знаю, что это такое. А девиз — это что-то пионерское или бой-скаутское, а я уже вышел из этого возраста.

— О чем вы мечтаете?

— У меня сновидения практически закончились, к моему счастью. Поэтому сейчас передо мной стоит вопрос только о желаниях. А желания нужно учиться сформулировать. Это такая вещь филигранная, ее нужно всю жизнь оттачивать. А мечтать, как говорится, не вредно, главное, чтобы дурные сны не снились.

— Что такое счастье?

— Это такие короткие моменты, в которые задавая себе такой вопрос, я не могу сказать себе, что я несчастлив. Без всяких объяснений и оправданий.

— А сейчас вы счастливы?

— Конечно!

О кино и мультиках

— Какое кино любите? "Дозоры", "9 роту" смотрели?

— На меня большое впечатление произвел фильм "Форест Гамп". Такие фильмы выходят раз в десять лет. Наше же современное кино, я думаю, выглядит как попытка освоить новые киношные технологии, и не более того. Про "9 роту" ничего не могу сказать — не смотрел. Хотя много о нем слышал, много шума было вокруг этого фильма. Я человек более изощренного ума, не могу смотреть тривиальные вещи, которые много тысяч раз уже были показаны. А по поводу "Ночного Дозора" должен сказать, что получил такую, несколько непривычную возможность его посмотреть — меня пригласили в "Базилевс", и "Дозор" мы смотрели с Бикмамбетовым прямо за монтажным столом: он крутил его еще до того, как все было вырезано и до конца озвучено. И пока я сидел смотрел, поймал себя на мысли, что слушаю то, что он (Бикмамбетов) рассказывает. А рассказывает он очень интересно! Мы сидели, четыре часа смотрели фильм, но я совершенно не помню свои впечатления о фильме. Когда фильм в таком "непричесанном" состоянии, он не может понравиться вообще никак и никому, кроме тех людей, которые представляют, как это будет выглядеть в конечном счете. Но как это будет в конечном счете тоже никто не знает, потому что это зависит от множества компьютерных эффектов. Но вот сам Бикмамбетов на меня произвел поразительное впечтатление — человек сам в себе, очень целенаправленный и очень талантливый. В данном случае заслуга его в том, что он взял довольно унылое произведение и сделал его привлекающим внимание. В этом его шедевр состоит.

— В ваши творческие планы еще входит заниматься мультипликацией, работать с маленькими детьми?

— Работа с маленькими детьми — это уже не просто мультипликация, а воспитательный процесс. Это разные вещи. Мультипликацию я воспринимаю как серьезный жанр. С младшей дочерью для начала мы решили сделать "Урфина Джуса и его деревянных солдатиков". Хотя по моим нынешним представлениям, эта тема больше подходит для псевдо-фэнтезийных кинофильмов.

— А ваш любимый мультик?

— Мультиков много всяких интересных. И потом, как и в музыке, все зависит от настроения. Есть, конечно, устоявшиеся предпочтения, но всегда хочется что-нибудь открыть для себя. Не всегда впечатляет то, что впечатлило однажды. Иногда на смену первому впечатлению приходит разочарование. Но классика есть, конечно. Поскольку я воспитывался на "Союзмультфильме", у меня очень много любимых советских мультиков и перечислять их просто бессмысленно.

О планах...

— Вы как артист капризны для организаторов гастролей? Список требований у вас длинный?

— Да, в этом смысле я могу себе позволить многое. Потому что я не считаю себя артистом, и когда ко мне относятся как к артисту, я "выкатываю" по полной программе — чтоб смешно было.

— И наконец, традиционно: поделитесь вашими творческими планами.

— На сегодняшний день мы пытаемся использовать возможность свободного распределения собственных ресурсов. Мы свободны от всех контрактов, времени у нас навалом, никто нас не подгоняет, а потому перед нами стоит другой сложности задача: если у нас много времени, то для удовлетворения собственной совести мы должны сделать какой-то пост-шедевр. А я пока не чувствую, что на это способен. Так что пока мы отлеживаемся (в смысле музыкально). Хотя идей много, но они находятся в около-эстрадной плоскости шоу-бизнеса. Например, сейчас нам, как ни странно, поступило предложение из Америки сделать кавер-версию на русском языке.


2006 год. Бутусов: Мы отлеживаемся ... Все статьи 2006 года 2006 год. Кормильцев танцевал и материлс...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Mozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>
Обсуждение редких отечественных компакт-дисков