Ваш собеседник: Вячеслав Бутусов

«Сайт BBCRussian.com», 2006 г.
Сканы предоставил: BBCRussian.com. Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Известный рок-музыкант и лидер группы "Ю-Питер" Вячеслав Бутусов ответил на вопросы читателей сайта BBCRussian.com.

Вячеслав Бутусов выпустил свой первый альбом "Переезд" в 1983 году. Так возник "Наутилус Помпилиус". В 1985 году группа выпустила альбом "Невидимка", а в 1986 — "Разлука". Именно после "Разлуки" группу узнала вся страна, начались бесконечные гастроли. После роспуска "Наутилус Помпилиус" возник просто "Наутилус". "Чужая земля" (1992), "Титаник" (1994), "Крылья" (1995) — всем этим альбомам было суждено стать классикой русского рока.

В конце 1996 года Бутусов объявил о том, что "Наутилус" прекращает свое существование. После распада "Наутилуса" Бутусов неожиданно пропал из поля зрения, ходили всевозможные слухи о том, чем занимается музыкант вдали от музыкальной суеты. 28 марта 2001 года Бутусов обьявил о создании группы "Ю-Питер".


Почему все же распалась группа "Наутилус"? И что вы делали в перерыве между "Наутилусом" и "Ю-Питером"?
Лена, Москва

Вячеслав Бутусов: Между "Ю-Питером" и "Наутилусом" я вел затворнический образ жизни и периодически выезжал на концерты под гитару в виде барда. И мне очень это не понравилось. С коллективом мне больше нравится выступать. Какая-то ущербность и убогость в этом есть. На мой взгляд, под гитару уместнее выступать в каких-то очень камерных условиях или в компании друзей, у костра — это нормально.


Вячеслав, что, по вашему мнению, отличает русский рок от "не-русского"?
Борис, United Kingdom

В.Б.: По идее, ничто не должно отличать. На мой взгляд, это явление международного характера, не имеющее отношения ни к национальной черте, ни к специфике языка. Русский рок для меня это более "нагруженная" вещь. Так как рок — это порыв искренности и откровенности, поэтому неважно, грамотно или неграмотно это сделано. Важно, чтобы это было сделано — дерзновенно, одаренно и талантливо. Это очень важно. А все остальное — суррогат, жалкая подделка, профанация и дурево.


Как Вы относитесь к Моцарту?
Дмитрий, РФ

В.Б.: Если вкратце, к Моцарту я отношусь, как любой поверхностный слушатель, с большим удовольствием. К классической музыке в целом — более сложно. Я считаю, что нужно быть специалистом, чтобы уметь "читать" ее. Если не воспринимать эту музыку на интуитивном сенсорном уровне, она в большей степени раздражает, особенно когда видишь исполнителей. Чтобы понимать эту музыку и получать от нее удовольствие, нужно знать этот язык, иначе слушать ее будет противно. Нужно в какой-то степени быть маньяком.


Будут ли еще гастроли в Париж?
Тон, Франция

А в Лондон?
Aleks, england

В.Б.: Это не от нас зависит. Конечно, мы с удовольствием туда поедем. Но ситуация там менее управляема, чем в России. С точки зрения неожиданности выкрутасов организаторов и их ответственности за дело. Как правило, люди занимаются этим "левой ногой". У них нет основной деятельности, и они перебиваются всякой ерундой по разным местам и вот таким образом еще зарабатывают деньги. Есть, наверное, среди них те, кто занимаются этим для души, но это редкий случай, исключение. И, как правило, это не специалисты, и все у них идет кувырком. Для меня это испытание — ехать с концертом за границу, лучше туристом.


Не очень воспринимаю новое ваше творчество. Остаюсь поклонником "Наутилуса". Не пробовали ли вы создать альбом в "ретро" старом стиле?
Андрей, Израиль

Не было ли у вас планов вернуться к составу группы, который был в 1987 году. Ведь именно тогда были сделаны почти все самые лучшие песни. Они были шоком для людей того времени, и с тех пор мало что появилось подобного уровня. Возможно ли войти в ту реку второй раз? Не хочется верить , что "Рок-н-рол уже мертв"...
Чейн-Стокс, Russia

Помню ощущения, когда с зажженной зажигалкой раскачивался в такт, обнявшись с соседями, в зале ДК ИАЭ им. Курчатова под вашу "Скованные одной цепью". Куда все делось? Почему, на ваш взгляд, рок перестал быть идеологией поколения? Почему все ушло в коммерцию? Почему опять, (как в свое время американскую и вообще контркультуру) шоу-бизнес переварил содержание рока, поработил, подчинил его себе? Возможно ли возрождение того, чем был рок в 80-е? При каких условиях?
Yuss, Rus

В.Б.: Нет, все эти попытки восстановить что-то, реставрировать... Ведь времени так много прошло. Шутка ли, 20 лет с тех пор, как мы за это все взялись. Даже думать об этом не надо. А если это и делать и собирать людей, которые имели к этому отношение, то, во-первых, не все из них на это способны, а, во-вторых, это должно быть что-то совершенно другое. Для меня "Наутилус" — это такие пост-студенты, которые в очередной раз вырвались на свободу. Сначала от школы, от института, от родителей, потом от производства. И все, шарик сдулся, и надувать его опять бессмысленно.


Мне 32 года. Я из того поколения питерских пацанов, которые выросли на песнях "Кино", "Наутилуса" и "Алисы". Как мне видится, сейчас русский рок практически убит попсой. Согласны ли вы с таким мнением?
Alexander Strelkov, UK

В.Б.: Нет, я не согласен. Что значит — "убит попсой"? Попса не способна по иерархической степени своей деятельности воздействовать на более серьезные вещи. И тем более убить, на это у нее нет способности. Это такой паразит, который живет на дереве или на животном. Попса и рок никак друг на друга не влияют. Потому что это все живет в человеческом сознании. Во внешнем мире это всего лишь отражение того, что происходит, а сформировано оно в нашем сознании. Как это возможно убить? Это живет как какой-то замороженный микроорганизм. Он возрождался в 60-ые, в 70-ые, 80-ые только в разных ипостасях. Оживал, засыпал — похоже на летаргический сон. Но это нормальная реакция любого организма, так как окружающая действительность спит, и в ней надо вести умеренный и спокойный для организма режим.


1. Не пора ли вернуться к Кормильцеву, если нет — почему? Прокомментируйте отход сего мужа на маргинальные "контркультурные" позиции.

2. Почему музыка "нау", например "Титаник" так похожа на Дж Дж Кейла?
ипполитов, russia

В.Б.: Про маргинальные "контркультурные" позиции, я думаю, должен комментировать сам Кормильцев. А насчет того, пора или не пора объединиться, то мы с Ильей уже давно помирились, мы просто по-человечески с ним общаемся, без всякого производства. И я должен сказать, что это самое большое достижение в нашей жизни.

Вся музыка похожа друг на друга. Многие вещи, которые у меня висят в голове, я начинаю ловить в себе. Это набор, по сути дела, эклектических штампов, которые в моей голове перевариваются соответствующим образом, и выходит уже в несколько переработанном виде. Но это все вещи, которые я в свое время впитывал в себя, прослушивая, начиная с вокально-инструментальных ансамблей в четвертом классе и заканчивая "Пинк Флойдом" в институте.


Помню исполнение песни "Скованные одной цепью" на ТВ. Удивительное чувство испытал. У тещи упала челюсть. Она, видимо, решила, что "Голос Америки" или Би-би-си, которые я слушал в то время, вышли на всесоюзный экран. Пару слов, пожалуйста, как удалось спеть тогда эту песню, и были ли какие-то последствия.
George, Canada

В.Б.: Да, последствия были такие — нам дали лауреатов Всесоюзного Ленинского Комсомола, хотя это выглядело слишком вычурно на фоне всего происходящего в стране. Видимо, комсомольцы уже к тому моменту чувствовали, что паленым пахнет, и начали перестраивать свое свиное рыло. По этой же причине и разрешили это сделать. Это все были такие реверансы в сторону изменения структуры власти, они готовили себе место, соломку подстилали. До того момента, они все это контролировали и пытались гнобить по-доброму, по-комсомольски. А когда многое стало очевидно, они поняли, что это может пригодиться, и нас тут же сделали жупелом таким, и на телевидении и везде. Буревестниками, буревестниками "помоечной" революции, даже не революции, а затхлого ветерка революции.


Вячеслав, насколько вы глубоко верующий человек, и что для вас Бог?
Димитрий, Россия

В.Б.: Глубину веры измерить невозможно. У каждого свой путь, и у каждого своя мера. Поскольку это вещь бесконечная и безначальная, то там нет никаких мер. Это такое пространство, в котором ты болтаешься и даже не понимаешь, от какого края отталкиваться, там нет никаких измерительных ориентиров. Вот и все.


Ваше отношение к Времени. Знаете ли вы его или не знаете, как большинство ученых: "Мы не знаем что такое Время, но научились его измерять".
Если вы знаете, что такое Время, то согласны ли с утверждением поэта Пьера Ронсара: "Проходит жизнь, мадам! Не дни идут, а мы идем навстречу сокрушающим годам!"
Янайт Юрий, Железный корабль "Россия"


В.Б.: Время — это условность, придуманная человеком. Причем человек настолько прагматичен, и при этом суетлив, что он придумал, что время движется в одну сторону. В этой ограниченности я вижу большую незрелость человечества на данном этапе.

Это кондитерское выражение такое. Мы идем туда, куда надо, и идем условно, так как мы движемся, даже когда стоим. Но дальше я рассуждать на эту тему не хочу, так как вынужден буду просто прочесть лекцию о том, что такое жизнь, для чего она дана и так далее. А люди, видимо, не созрели к этому. Судя по вопросам, которые они задают, их больше волнует то, что было, а не то, что будет. А нам было бы правильнее разговаривать о том, что есть.


В восторге от ваших работ с Каспаряном — бесконечные игры словами, нотами — нечто бесподобное и очень интересное, не могу наслушаться. Есть ли у вас планы на нечто подобное (сказать честно — "Ю-Питер" меня немного разочаровал, скучноват и ожидалось большего).
Стас, Canada

В.Б.: В ближайшие полгода, до того, как свершится солидный концерт в "Олимпийском", мы будем, пока у нас есть желание, придумывать что-то интересное, чтобы использовать эти мощности. Надо тряхнуть стариной, как говорится, может там вытряхнется что-нибудь полезное.

Мы планируем альбом, но идет он у нас очень волнообразно, так как над нами нет секиры, занесенной в виде издателя какого-то, который сидит, влил в нас деньги и ждет, когда включат счетчик и можно будет по третьему звонку кукушки запускать рекламу на Первом канале. Мы находимся в безвоздушном пространстве. Мы не торопимся, и нам это нравится. Мы, конечно, делаем умный вид, что "надо-надо". Но мы сегодня обсуждали это и пришли к выводу, что не созрели ни к чему такому выдающемуся, а делать что-то не выдающееся, если нас не заставляют какие-то карабасы-барабасы с нагайками, не надо. Почва унавозится, и что-нибудь произрастет на ней. Поэтому надо удобрять пока. 


2006 год. Илья Кормильцев: Слышат ушами... Все статьи 2006 года 2006 год. Депилс побутусил !...

Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей А сейчас здесь ссылка на сайты музыкальных групп, коллекционеров записей, аудиофильские сайты...