О чем может рассказать этикетка

Ю. Козюренко. «Наука и жизнь» №11, 1991 г.
Сканы предоставил: Журнал "Наука и жизнь". Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Этикетка грампластинки. Маленький бумажный кружок в центре диска, его паспорт.

В верхней ее части помещены названия ведомства-организатора выпуска грампластинки, завода-изготовителя фирмы "Мелодия", ее товарный знак — "Музыкально-стилизованная" буква "М".

Кстати, коллекционерам старых пластинок известно, что на протяжении десятилетий на месте этой буквы побывали и ласточка, несущая в клюве скрипичный ключ, и скрипичный ключ, и скрещенные лира, серп и молот, и факел, и башня со звездой.

И совсем большая редкость первые советские пластинки, на этикетках которых символический рисунок: стоящий на земном шаре в лучах восходящего солнца крестьянин в армяке, туго подпоясанный, в лаптях, с огромной граммофонной трубой в руке, как бы собирающийся протрубить миру новую песню.

В 20-30-е годы этикетки были гараздо лаконичнее: не всегда указывались авторы произведений, а исполнители вообще частенько были скрыты за безликим словом "Оркестр", Собственно, в ту пору еще не существовало привычных нам стандартов, и некоторые надписи у многих сегодня вызывают улыбку. Например: "Часы. Фокстрот исп. Джаз п/упр. Якова Скоморовского".

В 1938 году в магазинах появились пластинки, на этикетках которых значилось "Ногинский завод". Это был самый крупный в СССР завод грампластинок мощностью 90 млн. дисков в год. (Апрелевский завод в те годы выпускал 19 млн. пластинок). Названия курирующих организаций на протяжении истории тоже не раз менялись — "Музтрест", "Грампласттрест".

У коллекционеров еще сохранились довоенные диски с записями песен в исполнении популярных артистов. На выцветших этикетках можно заметить оттиск "Обменный фонд. Продаже не подлежит". Подобное предупреждение относится к поре, когда молодой советской грампластиночной промышленности не хватало сырья — импортног щелочного лака. Помеченные таким штампом дефицитные, как говорят сейчас, пластинки с записями Леонида Утесова, Вадима Козина, Тамары Церетели и других певцов нельзя было просто купить: они шли только в обмен на битые, по весу.

С начала войны Апрелевский и Ногинский заводы выпускали только военную продукцию. После разгрома немцев под Москвой один из цехов Апрелевского завода возобновил выпуск грампластинок Л. Утесова, К. Шульженко, Л. Руслановой и других популярных исполнителей. На этикетках грампластинок было оттиснуто: изготовитель — Народный Комиссариат минометного вооружения. Эта надпись, приравнявшая грамзапись к боеприпасам, символична, — она словно дает оценку роли песенных дисков в военную пору.

Первая долгоиграющая пластинка была выпущенна Апрелевским заводом в 1951 году, стереофоническая — в 1958 году.

В 1964 году на отечественных пластинках появилось известное во всем мире наименование — Всесоюзная фирма грампластинок "Мелодия".

Сегодня на этикетках можно увидеть не только название Апрелевского ордена Ленина завода, но и Ленинградского, Ташкентского, Тбилисского, Рижского.

Нижняя часть этикетки отведена под мини-рассказ о том, что записано на дисках: здесь перечисленны имена авторов, названия произведений и отдельных их частей, имена исполнителей, а если запись музыкальная, то указаны еще и инструменты. На пластинках с уникальными реставрированными записями добавляется еще одна надпись: "Архивная запись".

В центре этикетки есть ряд "шифров", разбираться в которых должен каждый собиратель дисков. Два перекрещивающихся кольца в сочетании со словом "стерео" означает стереофоническую запись, треугольником обозначается монозапись. Число "33" и "45" — номинальная частота вращения пластинок — число оборотов (округленно) в минуту.

Чуть ниже нанесен номер стороны пластинки — "1" и "2", а в многопластиночных альбомах соответственно "3", "4" и т.д. Еще ниже — указана репертуарная группа пластинки, от которой зависит ее стоимость. Так, если на пластинке стоит: "Гр.3", это значит: третья репертуарная группа, к которой относятся записи оперетты, эстрадной и танцевальной музыки. (1-я группа — документальные, общественно-политические записи, 2-я группа — музыка симфоническая, оперная, камерная, литературно-драматические записи, музыка народов СССР и зарубежных стран, записи для детей и т.д.).

Рядом с обозначением репертуарной группы стоит цена пластинки без упаковки. В правой части этикетки указано обозначение Государственного стандарта, распространявшегося на грампластинки. Грампластинки выпущенные после 1988 года, отвечают требованиям стандарта ГОСТ 5289-88 и обладают повышенными параметрами по сравнению с пластинками прошлых лет.

Рядом с обозначением ГОСТ указан год выпуска, а также индекс, под которым пластинка зарегистрированна в каталоге фирмы "Мелодия". Индекс пластинка получает при своем рождении сразу после эталонной записи на медные диски, с которых в жальнейшем на заводе будут получены матрицы и отштампованы десятки и сотни тысяч пластинок. Этот индекс является шифром, по которому можно узнать многое о пластинке.

Шифр начинается с буквы "С" (стерео) или "М" (моно). В 1982 году "Мелодия" впервые выпустила пластинки, подготовленные с цифровых фонограмм, и на этикетках появилась буква "А".

На этикетках пластинок со стереозаписью, выпущенных до 1980 года, имеются буквенные обозначения "СМ". Такие пластинки записаны с ограничением вертикальной составляющей стереосигнала. Их можно проигрывать на стереоаппаратуре (с незначительной потерей стереоэффекта) и на "старых" монофонических проигрывателях со звукоснимателями, которые обладают ограниченной вертикальной гибкостью и поэтому не способны следовать по канавке с глубинной стереозаписью. И сейчас, используя матрицы, изготовленные в те годы, грампластинки с популярными записями выпускаются с обозначением "СМ".

Первая цифра указывает жанр записи: 0 — гимны, документальные, общественно-политические записи; 1 — симфоническая, оперная, хоровая музыка; 2 — русская народная музыка; 3 — творчество народов СССР; 4 — поэзия, проза, драматургия; 5 — записи для детей; 6 — эстрада, песни советских композиторов, джаз, оперетта; 7 — учебные записи (уроки, лекции, фонохрестоматии и др.); 8 — музыка народов зарубежных стран (фольклор); 9 — прочие записи (спецзаказы "Кругозор", "Колобок", измерительны записи и др.).

Вторая цифра обозначает формат грампластинок: 0 — 300 мм (гигант), 1 — 250 мм (гранд), 175 мм (миньон). Далее следует пятизначный порядковый номер записи. Номера сторон пластинок имеют еще три цифры. Этот дополнительный код позволяет обрабатывать на ЭВМ заказы торгующих организаций на диски. Так например, альбом Александра Малинина "Неприкаянный", выпущенный Апрелевским заводом в 1990 году имеет индекс С60 30343 006:запись стереофоническая, жанр — эстрада, формат пластинки — 300 мм, порядковый номер записи 30343 (на другой стороне — 30344), код для торгующих организаций — 006.

Номер каждой пластинки устанавливается по возрастающей, причем для моно и стереозаписей исчисление номеров различно.

На конец 1990 года выпущенно более 25 тысяч монофонических и более 15 тысяч стереофонических (соответственно зарегистрированно в бюллетене-каталоге "Мелодия" — 50 и 30 тысяч номеров сторон пластинок).

По номеру сторон пластинки можно установить год, когда она была выпущенна. Ниже приведены номера первых сторон пластинок, выпущенных в начале соответствующего года.

Отдельная нумерация стереопластинок началась с номера 101, до 1961 года стереопластинки нумеровались в одном ряду с монофоническими.
ГОД МОНО СТЕРЕО ГОД МОНО СТЕРЕО ГОД МОНО СТЕРЕО
1961 9965 101 1972 31565 3057 1983 44813 18983
1962 10927 235 1973 33489 3755 1984 45689 20729
1963 12246 473 1974 35207 4593 1985 46081 21293
1964 13149 793 1975 36849 4593 1986 46621 22915
1965 14939 911 1976 38213 6607 1987 47417 24301
1966 16093 1161 1977 39551 8267 1988 48023 26129
1967 19069 1411 1978 40507 9901 1989 48477 27787
1968 21253 1629 1979 41387 11593 1990 48971 29059
1969 24023 1663 1980 42279 13333 1991 49417 31759
1970 27047 1865 1981 43015 15231      
1971 29491 2417 1982 43923 17003      

Большое внимание уделяется художественному оформлению и полиграфическому исполнению конвертов для пластинок. сегодня конверт — это не только упаковка, это художественная иллюстрация к пластинке. Яркие обложки современных дисков с аннотациями, текстом песен или интервью исполнителей часто имеют самостоятельную эстетическую ценность и являются произведением промышленного искусства — дизайна.


1991 год. Вячеслав Бутусов: Желаю жить ... Все статьи 1991 года 1991 год. Наутилус Помпилиус . Наугад ...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Mozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей