Аргентум: Олег Сакмаров

Ведущие: Александр Плющев и Дмитрий Борисов, фото: Алексей Юшенков. Радио «Эхо Москвы», 2005 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Д. Борисов — Здравствуйте. В прямом эфире программа "Аргентум".

Александр Плющев
Александр Плющев

А. Плющев — В самом что ни на есть прямом, никакой записи. Хотя, вы знаете, как может выясниться после полуночи, все это была абсолютно

Д. Борисов — большая мистификация.

А. Плющев — Да. Ну, что будет после полуночи, вы, как всегда, узнаете после 0 часов.

Д. Борисов — Да. Зато прямо сейчас узнаете, что будет после 23 часов и 6 минут.

А. Плющев — Потому что это время уже наступило. У нас сегодня в гостях Олег Сакмаров. Добрый вечер.

О. Сакмаров — Добрый вечер.

А. Плющев — Вы все, разумеется, я надеюсь, помните его замечательный эфир, который мы, кстати, повторяли. Но сегодня эфир у нас прямой. И вместе с Олегом Сакмаровым пришел еще музыкант его группы "SAK-MAR" Валерий Грошев. Добрый вечер.

В. Грошев — Добрый вечер.

А. Плющев — Так что сегодня будет у нас и живая музыка, и будем ставить, собственно, записи группы "SAK-MAR". Есть о чем поговорить, спустя примерно год, да? Где-то год назад вы у нас были.

О. Сакмаров — Практически, ровно год. Тоже на новогодние праздники все это было.

А. Плющев — Мы сегодня даже в какой-то степени продолжаем последний эфир, который был до Нового года, потому что у нас был близкий по духу, наверное, к Олегу Сакмарову человек — Илья Кормильцев. И поэтому такое вот некоторое продолжение есть, некоторая традиционность.

Д. Борисов — Вы сможете присоединиться к нашему эфиру при помощи пейджера 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы", или 755-87-05 также для абонента "Эхо Москвы". В Санкт-Петербурге работает свой пейджер, его, наверное, вы знаете. Так же можете присылать SMS-сообщения прямо нам с Плющевым сюда на мониторы, на московский номер +7095-970-45-45.

А. Плющев — Ну, давайте, знаете, чтобы долго не беседовать, перед тем как послушать что-нибудь, я предлагаю вам что-нибудь сыграть, или что-нибудь поставить с диска. А потом уже побеседуем.

О. Сакмаров — Давайте попробуем с диска песню поставить. Песня будет называться "Она". Она вышла на альбоме, в сборнике фирмы "Никитин". Мне очень приятно, что моя песня там рядом с моими друзьями: Бутусовым, Сургановой. В общем, в хорошей компании.

Сакмаров и Грошев
Сакмаров и Грошев

А. Плющев — Программа "Аргентум". Олег Сакмаров у нас в эфире. И Валерий Грошев, участник его группы "SAK-MAR". Ваши вопросы, пожалуйста, на пейджер 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы". Потом будет включен телефон. Я, вот, совсем недавно видел Олега Сакмарова на сцене клуба "B2", где проходил фестиваль Current Music. Казалось бы, там участвуют зачастую начинающие такие коллективы, не очень известные. Тем не менее, Олег Сакмаров принял в нем участие, и, по-моему, было это выступление очень неплохим, очень интересным и очень тепло встречено публикой. Как вам, вообще, общение с молодежью? И как вот эта разница в возрасте между вами и, скажем, вашими зрителями? Она не мешает?

О. Сакмаров — Она помогает. Вообще я не чувствую "generation gap", — как говорят англичане — пропасти поколений. Как-то я еще не созрел для того, чтобы чувствовать себя взрослым, а их маленькими. Когда я общаюсь с людьми, — вот, например, с Димой Борисовым, — мы совершенно одинаковые люди, на мой взгляд. Не смотря на то, что на нем есть наушники, а на мне нет. Когда люди в зал приходят вне зависимости от возраста, когда ты им со сцены поешь, если им это нужно, и тебе это надо, тогда контакт возникает. Все замечательно. Вообще, я люблю молодых.

А. Плющев — Как же будут Борисова воспринимать, когда он школу наконец закончит? Я даже с трудом себе представляю.

О. Сакмаров — Будем надеяться, что никогда не закончит.

Д. Борисов — Спасибо большое, да. 203-19-22. Именно по этому телефону мы отдадим скоро Олега Сакмарова на растерзание.

А. Плющев — Да. А я пока хотел бы задать несколько вопросов, которые не вошли в наше прошлое интервью. Кстати! Большое спасибо за то, что поместили наше интервью, расшифровку с сайта echo.msk.ru в свою книгу "Разговор с золотой рыбкой". Оно занимает там достойное место. Может, несколько слов об этой книге скажем?

О. Сакмаров — Да, в этом году у меня вышла книга, которая называется "Разговор с золотой рыбкой" и с таким странным подзаголовком — "Рок-сюита". В ней мои стихи, сорок стихотворений, за последние два года написанных, в ней архивные тексты о дружбе с Гребенщиковым и группой "Аквариум", написанные до того, как я стал музыкантом "Аквариума". В этом своя изюминка есть. Я перечитал их, — тексты 85-го — 87-го годов, — понял, что я там ни слова править не буду, пускай все честно, как я тогда писал, так оно и остается, эти эссе: Потом есть тексты об "Аквариуме" 90-х годов, и много материалов о моей сольной деятельности и группе "SAK-MAR". Есть забавные фотографии — эксклюзивные, как сейчас говорят. И вот это интервью с "Эхо Москвы" я с большим удовольствием поместил в самый конец книги. Оно каким-то очень интересным получилась, очень толковым. Хорошая беседа была. И даже в печатном виде очарование вот этой беседы на радио немножко передается.

А. Плющев — Я позволю себе процитировать вас из этого интервью.

Д. Борисов — Хорошо, не себя.

А. Плющев — Да, куда уж меня. Там, слава Богу, все подредактировано со мной, поэтому все еще ничего. А если уж напрямую цитировать, никто никогда не поймет, в жизни. Только на слух более или менее воспринимается. Ну так вот. Здесь вы говорите: "Когда из меня пошли стихи, я не стал сопротивляться. Что поделаешь? Я просто очень рад, что у меня всегда были и есть рядом учителя, на которых не стыдно равняться, у которых есть чему поучиться." Не оказалось ли это временным явлением, и считаете ли вы, что теперь, собственно, ваша сольная карьера и ваша группа это и есть, собственно, постоянное ваше занятие, то есть вы не член команды уже, а лидер?

Валерий Грошев
Валерий Грошев
О. Сакмаров — Я за год, в свободном плавании находясь, для себя я этот год так определяю "свободное плавание", я многое понял и, в общем, укрепился во всех своих ощущениях годовалой и десятилетней давности. Неважно, на какой сцене я нахожусь и с кем я играю, — я с удовольствием в этом году играл и с Гребенщиковым, это тема отдельного разговора, — но главное, я играл со своей группой "SAK-MAR", со своими любимыми музыкантами. И я понял, что все хорошо, все правильно. Я на своем месте, я делаю свое дело, как я делал свое дело, играя на флейте в "Аквариуме" и в "Наутилусе". Сейчас мое дело это петь песни.

А. Плющев — Не возникает ли трудностей при общении с людьми из шоу-бизнеса, скажем, при организации концертов в клубах? Понятно, что когда вы были в составе "Аквариума" или играли с Бутусовым, там все, наверное, решалось как-то довольно просто. Когда вы ведете сольную карьеру, когда у вас есть своя группа, возможно, возникают какие-то трудности и вопросы. Ну, одно дело — "Аквариум", и совсем другое — Олег Сакмаров. Нет?

О. Сакмаров — Трудностей было много бытового, организационного, финансового характера за этот год. Я многое узнал, я узнал, что такое деньги, откуда они берутся. До этого я как-то не задумывался. Ну, приходили директора и клали в карман деньги. И, в общем-то, что это значит, я не знал. Мы жили в такой странной идеалистической системе. Сейчас мне приходится об этом задумываться, мне это не нравится:

А. Плющев — Кстати, у "SAK-MAR" есть директор?

О. Сакмаров — Как такового директора нет. Мне помогают близкие мне люди, друзья и родные, которые берут на себя все эти тяжелые хлопоты и прикрывают меня.

Д. Борисов — Деньги берут с тебя?

О. Сакмаров — Ну, родные как могут с тебя деньги брать. Насчет клубов я могу сказать, что все оказалось не так трудно, как я ожидал вначале. Если ты хорошо играешь, если на тебя публика идет, то есть десять — двадцать клубов в Москве, которые охотно открывают свои двери и дают тебе играть.

Д. Борисов — А как же Питер? Я так понимаю, что вы теперь в Москве?

О. Сакмаров — Да, я большую часть времени сейчас в Москве провожу, потому что здесь музыкальная жизнь кипит. В Питере креативная жизнь кипит — много хороших групп, много хорошей музыки появляется, как обычно. Но там организационные условия гораздо хуже. Там меньше клубов и клубы какую-то странную политику по отношению к своим музыкантам ведут: не хотят, например, платить денег. Или еще что-нибудь такое: Хотя есть пара клубов в Питере тоже, в которых стоит играть. Я в декабре играл в клубе "Старый дом", очень хорошо все получилось:

А. Плющев — А кстати, где будут ближайшие концерты?

О. Сакмаров — У меня 4 — 5 концертов в месяц по Москве. Примерно по такому графику иду. Вчера был концерт в клубе "Пироги" на Никольской, ближайшие концерты будут в "Бункере", и еще во многих клубах: Я точно не помню. Рад бы отрекламировать, но не помню: Это не важно, в общем. Концерты будут. Кто захочет, узнает на сайте.

Д. Борисов — А что за история с Гребенщиковым? Вы там уже играли как приглашенный музыкант:

О. Сакмаров — В этом году среди интересных событий были бенефисы мои. Бенефисы в старом театральном понимании этого слова, когда актер играет пьесу, на него поставленную, вместе со своими друзьями. Вот в клубе "B2" в сентябре был бенефис, где я выступал со своими песнями, со своей группой. В том числе, с Валерием Грошевым впервые мы такой крупный концерт играли. И в то же время играли мои друзья, с которыми я тоже играл: Гребенщиков, мы с ним вдвоем:

Д. Борисов — То есть он был приглашенным музыкантом.

Олег Сакмаров
Олег Сакмаров
О. Сакмаров — Он был приглашенным. Он был приглашенным Гребенщиковым. И мы с ним замечательно сыграли пяточек песен старых "аквариумных". И было очень мило. И было удивительное событие. Там пришел писатель Аксенов, с которым мы сейчас — приятно мне это слово сказать — дружим. Он читал свои стихи, а я такой free jazz играл, мы вот с Валерием вместе играли. И такая интересная штука получилась: забытый жанр мелодекламации, стихи под музыку импровизационную. Это была кульминация этого концерта. И много других музыкантов было, известных в андеграундных кругах: группа "ХЗ" была, "Выход", "Зерна", Галанин был: Все, кто в этот момент был в Москве, все подъехали, спели, сплясали: Вот такой бенефис получился. Очень интересно все это было.

А. Плющев — Невозможно не спросить, как вы относитесь сейчас к творчеству группы "Аквариум" и творчеству Вячеслава Бутусова? Когда вы с ними расстались, вы наверняка слышали их последние альбомы, концертные выступления: возможно, были на их концертах или слышали в какой-то другой обстановке. Как вам нравится то, что они делают сейчас?

О. Сакмаров — Я человек необъективный. Я всегда душой вместе с ними. Поэтому, что бы они не делали, мне в той или иной степени нравится. Несколько дней назад я послушал новый, только что записанный альбом "Аквариума", в Лондоне записанный. Мне Гребенщиков ставил. Мне он очень понравился. Прекрасный цикл новых песен, оригинальный, хорошо записанный.

Д. Борисов — Он не обмолвился, когда выйдет?

О. Сакмаров — Я думаю, весной выйдет. Но он находится в творческих поисках еще. Этот альбом будет переделываться, пересводиться: С точки зрения авторов, там много проблем, как он сказал. Но для меня, как для слушателя, альбом очень хорош был. Очень грамотный, с интересными импровизационными вставками музыкальными. Мне понравился очень альбом, мне понравились очень песни. Так что Гребенщиков на новый уровень понимания чего-то вышел. И слышал я недавно альбом группы "Юпитер", Бутусова второй альбом. А так как я фанат "Наутилуса" играющий, то я не могу к этому относиться как-то объективно. Мне это нравится. Я слышу голос Бутусова и просто млею.

А. Плющев — Давайте прервемся, может быть, на живую песню или еще на одну с диска. Как хотите. Собственно, как вам будет угодно.

О. Сакмаров — Ну, я думаю, что живую песню под конец поставим.

Д. Борисов — "Поставим", — хорошо: "Поставим"!

О. Сакмаров — Язык выдает замутнение мозгов музыкантов. Давайте сейчас включим песню с альбома, первого моего авторского альбома, который вышел в этом году, который выпущен на студии Андрея Тропилло, великого деятеля ленинградского рока. Альбом называется "Живой самолет", очень красиво оформлен, с большим буклетом. И там есть два секретных бонуса, которые не указаны — №11 и №12 , всем рекомендую их тоже слушать. Это концертные выступления группы "SAK-MAR", весны. Так как с собой всей группы нет, могу поставить только концертное выступление.

Д. Борисов — Это будет песня под названием "Боинг ".

О. Сакмаров — Да. "Боинг в окне".

А. Плющев — Напоминаю, что слушаете вы радиостанцию "Эхо Москвы". Меня зовут Александр Плющев, напротив меня Дмитрий Борисов, у нас в гостях Олег Сакмаров и Валерий Грошев.

Д. Борисов — Который, в свою очередь, напротив меня.

А. Плющев — Да. И представляют они группу "SAK-MAR". Вообще-то, ты знаешь, я понимаю по твоим замечаниям, почему в этой книге замечательной "Разговор с золотой рыбкой" Олега Сакмарова написано следующее. Я сейчас даже процитирую: "Олег Сакмаров на радио "Эхо Москвы". Ведущий Александр Плющев при участии Дмитрия Борисова." Это, по-моему, очень точно отражает твои якобы вопросы здесь, якобы фразы.

О. Сакмаров — Я не хотел никого обидеть. Так было написано на сайте. Я так и записал.

А. Плющев — Я прошу следующее интервью именно так же и поместить в следующую книгу. Кстати, не планируете ли написать еще что-нибудь? Поместить новые стихи, например.

pluschev-alexandr
Александр Плющев
О. Сакмаров — Да, у меня несколько новых стихов появилось, несколько прозаических кусочков. Я через год, через два выпущу новую книжку, наверное. Но пока еще надо эту всем раздарить.

Д. Борисов — Может, в писатели пойти? Ну ее, музыку.

О. Сакмаров — Я б в писатели пошел, пусть меня научат.

Д. Борисов — А почему книга вышла в Казани, кстати?

О. Сакмаров — А это идеологически было так верно. Дело в том, что я родился в Казани. По роду занятий — татарский хан, как всем известно. Казанский зверь, он же гроза мультиверсий, и поэтому я не мог не выпустить свою первую книжку именно в Казани. Дело в том, что Казани тысяча лет исполняется, и каждый правоверный казанец должен родному городу какой-то дар принести, калым так называемый. И мой калым — вот эта книжка была, выпущенная в Казани. А двадцать или тридцать лет назад, когда я еще в Казани учился в спецшколе при консерватории, тогда было восемьсот лет Казани, как я помню.

Д. Борисов — Двести лет назад учился Олег Сакмаров в спецшколе при консерватории!

О. Сакмаров — В Казани, вообще, другое время, да и вообще, в нашей великой стране время очень странно устроено. Поэтому двадцать пять лет назад Казани было восемьсот лет, а сейчас уже тысяча. И я считаю, что к двухтысячелетию Казани я еще одну книжку там напечатаю.

А. Плющев — Я вот видел здесь перечисление всех ваших: не званий: как бы это сказать?.. имен! В "Аквариуме" прочно за вами закрепилось имя Дед Василий. И тут было несколько строчек, просто перечисление имен. Вы помните их все наизусть, и откуда они все?

О. Сакмаров — Нет, я не помню, и даже не хочу помнить, потому что не мое это дело помнить все это. Пускай высшие инстанции помнят. И народные массы. Народные массы помнят, и поэтому иногда, встречая меня на сцене, с оживлением говорят: "Какой же это Сакмаров? Это же Дед Василий обычный самый?!" Ну, пускай так и будет:

Д. Борисов — Недавно мы выяснили в нашем эфире, что вы стали пользователем интернет-сообщества "Живой журнал". Пишете что-нибудь сейчас туда?

О. Сакмаров — Да, я пишу. Но они мне логин и пароль дали, но куда-то я их засунул в шкаф и поэтому пишу пока в стол, как настоящий писатель. И чувствую себя диссидентом "Живого журнала", потому что есть материалы, но они туда никак не ставятся. Как-нибудь совершу прорыв, как Солженицын и все, что написал, туда опубликую. Вот тогда все почитают!

Д. Борисов — Мощно! То есть у "Живого журнала" есть свои диссиденты, оказывается. Кто бы мог подумать?!

О. Сакмаров — А я хочу попросить Плющев, Сакмаров
Плющев и Сакмаров
Валерия Грошева, — он у нас сердце и мотор группы, — я хочу попросить его писать в "Живой журнал" под моим именем. Это вообще будет круто. Валерий, что бы ты в "Живой журнал" в первую очередь написал о нашей группе в первом постинге? Да, я хочу сказать, что Валерий — удивительная находка вот этого года. Это мой друг, с которым я познакомился всего лишь весной. Мы стали настоящими друзьями. Он совершенно уникальный барабанщик, который играет в оперном театре Покровского. И играет и джаз, и классическую музыку, что угодно: Играет и рок, и панк. Мы играем вместе и блюз. Когда он играет, забываешь о том, что такое панк, блюз, рок и что такое барабаны. Это получается совершенно нормальная естественная музыка. Я всю жизнь мечтал играть с такими музыкантами. Бог мне сейчас дал это счастье — играть с Валерой. И заодно хочу сказать, что второй основной музыкант нашей группы "SAK-MAR" это Анатолий Погодаев, сам лидер группы "Зерна". И по иронии судьбы именно сегодня у него день рождения. С днем рождения, Толик! Мы тебя тут с прямого эфира поздравляем. Он сюда, кстати, ехал. Мы должны были с ним в две гитары тут вживую играть. Но так как он с утра праздновал день рождения, возникли некоторые организационные сложности. Он не смог доехать, но астрально он с нами. И вот это соло в песне "Боинг в окне", гитарное живое соло, это его.

А. Плющев — Я хочу дать Валерию Грошеву еще минуту подумать над первым постингом в "ЖЖ". Напоминаю радиослушателям, что они могут присылать свои сообщения и вопросы на пейджер 974-22-22 для абонента "Эхо Москвы" с префиксом 095.

Д. Борисов — У тебя тоже некие астральные: Ладно, промолчу.

О. Сакмаров — Друзья, у вас сегодня тоже день рождения, кажется.

Д. Борисов — У нас день рождения после полуночи.

А. Плющев — Да, как всегда. Там есть еще SMS клиент, о котором расскажет Дмитрий Борисов подробнее. Но самое главное, мы сейчас будем принимать ваши звонки по телефону 203-19-22, если телефонная линия нам позволит:

Д. Борисов — Мы будем очень стараться, чтобы она нам позволила.

А. Плющев — Ну пока там горит какой-то зеленый огонек, но он как-то помигивает.

Д. Борисов — Такси свободно. Так что же первый постинг?

В. Грошев — Олег столько сказал хорошего про меня, что как-то даже гордость за себя и за группу: И в то же время столько слов за тридцать секунд сказанных обо мне, меня радуют. Мне очень приятно: Но, наверное, не все так хорошо, не все так гладко. Но все равно хорошо! Я хочу сказать, что очень рад, что в этом году познакомился с Олегом Сакмаровым. Это блестящий музыкант, очень хороший человек, хороший семьянин:

О. Сакмаров — Словом, в связях, порочащих его, не замечен. Ты сам хороший семьянин. Дима, а ты хороший семьянин?

Д. Борисов — О, да.

О. Сакмаров — Саша, а вы хороший семьянин?

А. Плющев — Ну, я стараюсь. Я не буду говорить, что я хороший, я стараюсь.

В. Грошев — Хорошее название для рок-группы: "Хорошие семьяне".

Д. Борисов — Вы лучше расскажите, как вы познакомились.

В. Грошев — Это Толя Погодаев нас и познакомил, между прочим, которому сегодня исполнилось: да: какое-то количество лет. Очень хотелось бы его видеть сейчас, но, вот, он не смог. Он так сильно празднует день рождения свой. А мы ему тут приготовили всякие подарочки. Но, может быть, потом ему расскажут, что мы много слов теплых сказали в его адрес:

О. Сакмаров — Ну, в общем, я могу кратко завершить этот постинг. Знакомство в рамках некоммерческой группы интересно происходит. Когда какой-то из музыкантов исчезает за день до концертов по неизвестным причинам куда-то, — например, уезжая расписывать храм в Хабаровск, — то приходится искать барабанщика. Судорожно начинаешь звонить, и вдруг выясняется, что свободен хороший барабанщик Валерий Грошев. И после одного вместе с ним сыгранного концерта понимаешь, что больше ни с кем играть невозможно.

Д. Борисов — А что делать с тем барабанщиком, который уехал расписывать храм?

О. Сакмаров — А тот расписывает храм в Хабаровске.

А. Плющев — Храмов по России много. На каждого барабанщика хватит.

Поет Олег Сакмаров
Поет...
О. Сакмаров — Предыдущий барабанщик был Леша. Он хороший гжельский художник. И, в общем, в какой-то момент ему нужно было храм расписывать.

Д. Борисов — Он расписывает храм в стиле "гжель"?

О. Сакмаров — Нет. Он расписывает храм в стиле "храм".

А. Плющев — 203-19-22 наш телефон. Звоните и задавайте свои вопросы Валерию Грошеву и Олегу Сакмарову, которые у нас сегодня в эфире. Алло, здравствуйте.

Слушатель — Вас беспокоят из Омска. Расскажите, пожалуйста, о Гребенщикове. Вы его лично видите? Как он сейчас поживает? Привет ему большой.

О. Сакмаров — Спасибо, передаю. Боря, тебе привет из Омска. Омск — замечательный город. Мы много раз там на гастролях были. Там все живет памятью адмирала Колчака, спасителя России. Жалко, что ему не удалось тогда спасти. Мы играли там концерты, Гребенщиков хорошо, как всегда, пел. А я про себя думал, что вот бы задним числом все изменить. Концерт хорошо сыграли, и Колчак победил тогда. Ну, не получилось пока. Хотя в другой раз, может, получится. С Гребенщиковым все в порядке.

А. Плющев — Да, друзья. Я прошу задавать, собственно, вопросы Олегу Сакмарову не как живому свидетелю, собственно, пребывания на этой земле Бориса Гребенщикова и Бутусова, а, собственно, как самоценной единице, которой он и является. Что касается и Гребенщикова, и Бутусова, я думаю, они будут у нас в программе еще и даже, может быть, в каком-то скором времени.

О. Сакмаров — Я знаю, чем это кончится. Им будут звонить и спрашивать про меня.

А. Плющев — Да, это не исключено.

Д. Борисов — Здесь из Кишинева нам на пейджер, кстати, пришел вопрос, который касается немножко даже этой темы тоже: "Исполнение в ваших сольных концертах песен других исполнителей — того же "Аквариума", или "Наутилуса" — это необходимость, или что?"

О. Сакмаров — Я практически никогда не исполняю чужих песен. Ну, пару раз я пел песню про апостола Андрея, потому что ее очень люблю, в ней есть многие смыслы. И когда какое-то гулялово идет в клубе, ну, невозможно остановиться, не спеть песню. Но я ее пою в несколько измененном варианте. И вообще, вы мне дело не шейте — я пою свои песни.

Д. Борисов — 203-19-22. Алло, здравствуйте.

Слушатель — Алло, здравствуйте. Меня зовут Владимир. Вот какой вопрос: вы картины не пишите? Не было у вас такого, чтоб художественным творчеством занимались?

Валерий Грошев
Валерий Грошев
О. Сакмаров — Я в детстве очень любил рисовать танки. Я двадцать танков рисовал со звездой и с крестом. С крестом были большие, а со звездой такие изящные, женственные, маленькие. И если бы мой архив не погиб в огне, когда Иван Грозный Казань брал триста лет назад, то сейчас я мог бы большую персональную выставку танков в Манеже показать.

А. Плющев — Что ж, нам есть чему позавидовать, — в смысле, я имею ввиду наш второй час, — способностям Олега Сакмарова вот к такого рода повествованию. У нас нечто похожее, но, конечно, по уровню порядка на четыре ниже.

Слушатель — Алло. С новым годом вас всех.

А. Плющев — И вас также.

О. Сакмаров — Это один из лучших вопросов был.

А. Плющев — Ну, хорошо. Давайте чуть-чуть отложим. Может, потом продолжим задавание вопросов по телефону.

Д. Борисов — Давайте еще под фонограмму споем что-нибудь. Еще что-нибудь из бонус-треков скрытых.

О. Сакмаров — Давайте. Следующая песня называется "Дым". Я для себя открыл в этом году группу "Билли'с бэнд". И сказал бы, что песня "Дым", которая сейчас будет вживую исполнена с пластинки, посвящена им. Правда, я песню сочинил и записал до того, как я узнал "Билли'с бэнд". Но, тем не менее, внутренне с Томом Уэйтсом и с "Билли'с бэндом" эта песня связана. Итак, блюз.

А. Плющев — Московское время 11 часов 44 минуты. Вы слушаете радиостанцию "Эхо Москвы". У нас в гостях Олег Сакмаров и Валерий Грошев. Как вы можете оценить за год итоги существования вашей собственной группы "SAK-MAR"? Удалось ли построить то, что вы в самом начале планировали? Или, вообще, ничего не планировали, а что-то удалось? Ну, и так далее. Как оцените этот год?

О. Сакмаров — Это был интересный год — прошедший — для нас. Про такие раньше говорили — год за три. Вот, офицер на подводной лодке на Камчатке плавает — год за три идет. Этот год за три для нас был, потому что было огромное количество концертов. И каждый раз это было совсем новое неизведанное ощущение. Вначале было очень страшно мне петь свои песни. Потом привык. Вроде, все получается, и многим это нравится. В общем, с концертами все получается. Вышел альбом, вышла книга.

Д. Борисов — Какое идеальное будущее у группы?

О. Сакмаров — Идеальное будущее? Сейчас идеальное настоящее. Если будет настоящее продолжено, то это будет идеальное будущее. Хочется петь, хочется, чтоб много людей слышало, хочется записывать песни. Постепенно все это будет продолжаться. Вообще, мне многие говорили, что ты затеял авантюру, что без стартового капитала в этот самый шоу-бизнес входить бесполезно. Насчет этого я сразу определился, что я ни в каком шоу-бизнесе не участвую, я пою песни. Есть возможность петь в концертных залах и в клубах, есть возможность записывать. Если кому-то это надо, это будет продолжаться. И год показал, что многим это надо. И главное, что нам это надо. Надеюсь, что и вам надо. Видите, как мы здорово болтаем здесь.

А. Плющев — Ну, почему ж не надо? Конечно. 203-19-22. Вот, Дмитрий из Кишинева все-таки настаивает на том, что: "Прошу, — говорит, — не лукавить по поводу исполнения чужих песен в клубах. Сам был свидетелем месяц назад. Одна треть концерта — сплошной Бутусов и "БГ". Я в шоке был" В Кишиневе выступали?

В. Грошев — Это неправда:

О. Сакмаров — Наверное, меня с кем-то перепутали. Во-первых, я в Кишиневе сам не выступал. Во-вторых, Бутусова и "Аквариума" вообще ни одной песни не пел. Никогда, ни слова. Потому что петь песни Гребенщикова никто не может кроме него. Это нереально. Может быть, у меня двойники появились?

В. Грошев — Ой, круто!

Д. Борисов — Как у Верки Сердючки прямо.

О. Сакмаров — Да. Такие коротко стриженые, в очках, с бородками. А вообще это хорошо: если про меня уже мифы ходят, это круто. Спасибо. И вот, еще про меня должны говорить, что песни "Кино" пою. Еще круче будет: Вчера интересный был концерт. Был такой очаровательный пьяный мальчик. Весь концерт он что-то орал в клубе, в "Пирогах" на Никольской. И потом то же самое мне сказал: "У тебя ни одной своей песни!"

А. Плющев — Может, это и был Дмитрий из Кишинева?! Потом уехал в Кишинев и телеграфирует оттуда.

О. Сакмаров — Я так поразился! Думаю, что это значит? Говорит: "Был один хороший ремикс, а в остальном ни одной своей песни, ничего нового я не услышал." Я так поразился! Что это психологически может значить? Потому что песен моих почти никто не знает. Не знаю, откуда он пятнадцать песен моих слышал.

А. Плющев — Может, они уже народными стали?

О. Сакмаров — Дошли до сердца, я чувствую. Он в голове их своими родными уже почувствовал.

А. Плющев — Я когда читал книгу, обратил внимание на то, что упоминаются люди, которых уже нет с нами — Башлачев или Дюша Романов, например, вот, в вашей книге. Вообще, рок это такая довольно опасная среда, из которой часто можно выйти, ну, например, в окно. У вас нет опасений? Некоторые люди хорошо и благополучно доживают до глубокой старости, а у некоторых путь обрывается совершенно неожиданно. У вас нет ощущения какого-то страха?

О. Сакмаров — Нет. Мне кажется, я увидел вот эти опасные тропинки в роке. Изучил, по ним походил. Кстати, в книжке у меня многое об этом сказано — о прыжке в окно, о полете вверх-вниз, психологическом состоянии этого полета. И я теперь не боюсь того опасного, потому что рок-н-ролл дает огромное счастье петь, общаться с людьми не просто в бытовой ситуации, а со сцены, через носители звуковые. Счастья и позитива в нем в миллион раз больше, чем негатива и опасности.

А. Плющев — Не хочется расширить аудиторию? Снять клип, чтобы он крутился по музыкальному телевидению? Чтобы войти в ротацию радиостанций музыкальных?

О. Сакмаров — Ну, в принципе, это было бы неплохо. Но специально ничего делать для этого я не хочу. Это надо напрягаться, входить в шоу-бизнес поступаться принципами какими-то и идти на какие-то компромиссы. На какие-то компромиссы можно пойти, но на принципиальные идти не хочется.

А. Плющев — А вот вопрос скорее к Валерию, нежели к Олегу, хотя и к нему тоже, поскольку он был музыкантом в группе. Вот, каково это, когда вся слава, все лавры, все эмоции в зале, — может быть, даже, — когда концерт идет, достаются в основном солисту, в основном фронтмену, а все остальные работают на него, на его успех? Каково это?

В. Грошев — Я понял вопрос. Это в том случае, когда играешь в оркестре, то все лавры достаются дирижеру. Или композитору самому. Но дело в том, что музыкант получает удовольствие не только от аплодисментов, но от самой игры. Огромное удовольствие, подъем эмоций, адреналина в крови: Собственно говоря, ради этого, в общем-то, мы и живем. Отдаваться целиком музыке, если выбрал такой путь. Поэтому, что до лавров, мне как-то все равно, кому они достаются. Я получаю удовольствие, играя с Олегом. И слава Богу, что людям нравится, как он исполняет, как поет, и как у нас, вообще, вместе получается. Я не ревную в этом вопросе и никак не тушуюсь. Мне нормально. Я считаю — мы вместе. А что звучит имя чаще его, чем мое или еще кого-то, мне безразлично.

О. Сакмаров — О себе могу сказать то же самое, когда я играл в больших коллективах.

А. Плющев — Но почему-то ушли!

О. Сакмаров — Просто мне захотелось петь свои песни. Неэтично, играя в "Аквариуме", петь свои песни. Там должны быть песни Гребенщикова. И в других коллективах то же самое. Ушел я только поэтому. Теперь я имею возможность петь свои песни. Но при этом мои ощущения в качестве лидера группы несильно отличаются от ощущений в качестве флейтиста солирующего. Потоки энергии примерно те же самые, и количество цветов, которые падают к твоим ногам, в общем, не имеет значения. Главное, чтоб в этих энергетических потоках находиться и заниматься чем-то созидательным.

Д. Борисов — Давайте позанимаемся созидательным. Немножко без "фанеры" попробуем.

А. Плющев — Поставим живую песню. Как мне понравилось это выражение! Микрофон уступаю.

О. Сакмаров — Песня называется "Любовь поддержит"

О. Сакмаров — Мне понравилось, как Борисов делал вид, что он со свечкой стоит у сцены.

Д. Борисов — С зажигалкой, с зажигалкой.

А. Плющев — У нас в гостях часть группы "SAK-MAR" Олег Сакмаров и Валерий Грошев. Только что была вживую поставлена песня "Любовь поддержит". У нас много ассоциаций здесь возникло с Борисовым. Он, значит, стоял с зажигалкой, а мне сразу показалось, что под эту песню очень хорошо выпивать пиво в большой компании.

О. Сакмаров — Но должна быть такая литровая кружка, как в Германии.

А. Плющев — Разумеется. Конечно, не какая-нибудь. На самом деле, у меня возникло еще несколько ассоциаций. Мне кажется, — может это прозвучит обидно, — чем-то это все-таки напоминает песни "Аквариума". Очень много литературных героев упоминается, например. Ну, чисто текстуально, я имею ввиду. Ну, там, вспоминаю я, летал, допустим, совсем молодой красавец Дубровский, а здесь, собственно, Чацкий и все остальные — Отелло, там, и прочие. Никто не говорил вам, что вы разрабатываете ту тему, которую завершил Борис Борисович?

О. Сакмаров — Как ни странно, не говорят. Я был бы рад, чтоб это говорили. Потому что считаю, что это магистральная линия, что это линия русской поэзии, озвученная в песне. Если будут говорить, я буду рад.

А. Плющев — Большое спасибо. У нас в гостях были Олег Сакмаров и Валерий Грошев. Что? А еще время осталось. Простите, я перепутал: Вы извините, ради Бога! Музыка навеяла. Я уж было начал прощаться.

Д. Борисов — Мы сейчас заставим еще одну живую песню поставить с диска.

А. Плющев — Да, если это возможно.

О. Сакмаров — Возможно.

А. Плющев — Давайте. Мы сейчас найдем фонограмму:

О. Сакмаров — Песня называется "Революция номер десять". Так вот. Это революционная песня. Год ожидается революционным. Поэтому:

А. Плющев — Большое спасибо. Это Олег Сакмаров в пограмме "Аргентум". Спасибо большое, что пришли сегодня к нам. Ждем вас еще. А пока — пока.

О. Сакмаров — Спасибо. С Новым годом.

В. Грошев — До свидания.


2005 год. Логика метафизического протест... Все статьи 2005 года 2005 год. Ильдар Зиганшин: свердловский ...

©2004-2016 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Обсуждение редких отечественных компакт-дисков А сейчас здесь ссылка на сайты музыкальных групп, коллекционеров записей, аудиофильские сайты...