Вячеслав Бутусов: синдром корпоративного профсоюза

George Гуницкий, фото: Светлана Беликова. «РокмЬюзик.Ру», 2003 г.
Обработка: naunaunau.narod.ru, август 2013 г.


Вячеслав Бутусов

Какой период из многолетней истории "Наутилуса" тебе приятнее всего вспоминать?

А чего тут лукавить-то? Прежде всего вспоминается запись таких альбомов, как "Разлука" или "Невидимка". Вообще, потрясением было то, что появились отечественные, самиздатовские записи, и все мы вдруг поняли, что есть возможность нашу музыку фиксировать. Сразу создалась совершенно другая атмосфера, и все это мы делали для удовольствия. И даже, пожалуй, не задумывались о том, что из этого выйдет что-то широкомасштабное, просто нам это нравилось. Такое очень душевное времяпрепровождение. ВУЗы мы уже к тому времени закончили, студенческая эйфория прошла, начались суровые и мрачные будни, и каждый вечер после работы мы, задрав штаны, бегали в студию. Записывались, пили портвейн, радовались, сплошное удовольствие было.

В те далекие годы в Свердловске был классный рок-клуб.

Да, согласен. Но мне трудно судить, насколько он был хорош. Он был, потому что он был. Ничего другого не было. Ну и надо сказать, что музыканты довольно дружно жили там, по крайней мере, это был эпицентр, туда стекался народ. Там практически не было лишних людей и тусовки. С одной стороны, это было стремно, но зато в рок-клуб шли люди в себе уверенные. И еще в этом была своего рода определенность — либо ты всерьез выбираешь занятия музыкой, либо держишься потом так, в разносоле. Так что это был решительный период!

Музыканты, которые играют вместе собой в группе "Ю-Питер" персонажи в российском музыкальном мире достаточно известные: это и Олег Сакмаров, и Юра Каспарян. Кроме, может быть, барабанщика. Он все-таки был не так известен до того, как стал играть в твоей команде. Как он появился в группе? Как происходил отбор?

Я могу сказать, что в кругах его возрастной группы он довольно известен. Это мы просто сидим по домам и по клубам не шарахаемся. А народ, который — как они это называют? — а, колбасится по клубам... Так вот, они его знают. А как он появился? Мы познакомились в клубе "Добролет". И я смотрю — такой бойкий, молодой, коротко стриженый человек, явно испытывающий дефицит применения своей энергетической массы. Ну вот, мы его и пригласили на прослушивание, поиграли и, поскольку мы ничего не понимаем в барабанщиках, нас устроило то, что он делает. Человек старается.

Осталось только назвать, как его зовут.

Женя Кулаков. Очень талантливый, на мой взгляд, человек.

В записи альбома группы "Ю-Питер", кроме названных сейчас музыкантов, еще принимали участие и приглашенные.

Да, это синдром корпоративного профсоюза, то есть, мафия, собственно. Не дадим умереть друг другу. Но вообще, если серьезно, то изначально необходимо было пригласить струнную секцию, поскольку Макс Иванов — он делал аранжировки, сам же являлся исполнителем, вдобавок еще привлек к себе партнера, и они все это сделали. Плюс ко всему одиозная личность, перкуссионный мастер Ипатов помогал на протяжении всего альбома, он человек настолько профессиональный, что очень быстро все записал.

Но ведь это все чисто студийный вариант? В концертах эти приглашенные люди едва ли будут принимать участие

Нет, все эти люди заняты в своих проектах. Поэтому это такой стационарный прием, тем более, что на студии "Добролет" — там чем хорошо, очень много народу проходит через "Добролет", и всегда можно встретить полезных людей. И привлечь их к сотрудничеству.

Что ты и сделал.

Да, конечно. Вот, например, Андрей Алякринский, который занимался звучанием и записью, он всех знает и может любые рекомендации дать, если потребность возникает в использовании каких-то инструментов специфических. Он отлично знает возможности всех музыкантов. Так что — все на "Добролет"!

Слава, ты уже достаточно давно живешь в Петербурге. Но у меня, как у старого рокера, когда речь заходит про твое творчество, то все-таки в первую очередь возникают ассоциации с городом Екатеринбургом. Который раньше назывался Свердловском.

А еще раньше — Ливерпулем.

Это когда же?

(смеется) Нет, вот у меня лично, как у старого рокера, ассоциации возникают почему-то с Ливерпулем. Или с Мемфисом.

Что ж, ты в этом уральском Мемфисе-Ливерпуле долго жил и работал, так что тебе виднее. Но славные времена "Наутилуса" уже прошли, теперь ты лидер группы "Ю-Питер" и, фактически, именно ты должен обеспечивать музыкантов постоянными концертами и постоянной работой.

Ну да. Они меня депутатом называют. То есть, я защищаю их интересы. В принципе, по коммерческим соображениям того же шоу-бизнеса одиозного, мне кажется, что можно на определенном этапе, допустим, взять и сказать себе — поскольку это проект коммерчески невыгодный, то совсем необязательно его распространять, он может существовать сам по себе, перманентно.

Вроде бы есть планы, что ты примешь участие в московском концерте "Аквариума", который будет посвящен пятидесятилетию Бориса Гребенщикова?

Я об этом неожиданно узнал на днях от Бориса, когда мы с ним встретились в дверях Пушкинской, 10. Постараюсь что-нибудь придумать. Мне в данном случае интереснее участие в записи трибьюта, я с удовольствием исполню песню "Аквариума", тем более, что у меня уже были такие потуги.

Эти потуги были как-то реализованы?

Я просто для себя делал заготовки.

Где-то в середине ноября, перед днем рождения БГ, будет издан "аквариумный" трибьют.

Да, и насколько я знаю, это будет самый стремительный по нашим временам трибьют, его можно только в книгу Гиннеса вносить.

Осталось только дождаться, когда этот трибьют появится Несколько лет назад Гребенщиков принимал участие в создании альбома "Яблокитай".

Да, у нас были экзерсисы, еще мы исполняли Вернее, "Аквариум" при моем участии делал кавер-версию песни "Я хочу быть с тобой". Тоже для трибьюта, только для нашего.

В альбоме "Ю-Питера" "Имя Рек" обращает на себя внимание твоя песня "Реки БГ", то есть, ты в ней словно предвидел ситуацию юбилея и, фактически, уже заранее его поздравил.

Если честно, то я даже не знал, что Боре исполнится пятьдесят лет, что круглая дата и прочая ненужная для мужчины чепуха.

Но неизбежная.

Она — избежная. Потому что пройдет некоторое время, и этот юбилей — он угаснет. А песню я написал исключительно потому, что пришел к выводу, что у меня внутренняя потребность возникла, во-первых, выразить дань уважения, а во-вторых, я, вдруг проанализировав ситуацию, понял, что хотя к нему, в основном, отношение, как к мифологическому персонажу, как одиозная личность он присутствует в кругу богемном, а тут я взял и конкретную вещь написал, признался, можно сказать, в своей любви.

Песня очень удачная и интересная, а в самом ее финале необычная игра слов.

Немногим известно, что когда существовала существовала студия "Аквариума" на Фонтанке, и весь классический состав группы, включая тех, кто был, и тех, кто есть, и даже тех, кто будут — они перемешивались там, и существовала мода на аббревиатуры различные. И на сокращения. Это очень модно было. Начиная с БГ, видимо, это взяли так, как за прикол. И поэтому "БЗ БГ СПБ" — это "Будь здоров, Боря Гребенщиков, Санкт-Петербург". Так что в этой песне реминисценция в те времена.

Разъяснил хотя бы. А все-таки, ведь это у большинства тех людей, которые песню слышат, вызывает естественное и здоровое недоумение.

Это хорошо, что оно здоровое. Потому что народ должен верить, что просто так ничего не происходит.

Мы говорили про трибьют гребенщиковский, но ты ведь принимал участие и в других трибьютах. Это и песни Дюши Романова, и "Кинопробы", да и "Москву Митьковскую" тоже, пожалуй, можно назвать трибьютом. Тебе неоднократно приходилось сотрудничать с митьками, ты ведь принимал участие в записи всех митьковских альбомов. И в "Москве Митьковской", и в предыдущих...

А с ними невозможно не сотрудничать, от Мити Шагина — не уйти, просто не уйти. Это такое мягкое сумо, с ним не соглашаться или спорить — бесполезно, лучше сразу согласиться. Кстати, еще для «пикниковского» трибьюта мы записывались, этот альбом недавно вышел.

А что ты думаешь по поводу электронной музыки?

А чего тут думать? Со временем все это поднадоест, а возможности компьютерного производства и сама технология быстро развивающаяся — она все это задушит. И хотя сам процесс еще может долго оставаться интересным, но со временем все поднадоест. И будут в основном звучать такие нормальные раритетные имена, как Боб Дилан, Том Уэйтс, то есть то, что натуральное и нетленное. Да я вообще музыку не слушаю последние лет десять. И мне пришло на ум, что если, оказывается, у них там, на Западе, текст построен на определенном использовании и манипуляции штампами, то у нас-то как раз отличие и заключается в том, что все время все пытались какие-то новые тексты сочинять. То авторское влияние демонстрировать, то еще что-то... А там у них ведь четко, как и музыка, так и тексты — все по штампам. И для меня это открытием оказалось, я вдруг поймал себя на этой мысли. Потому что когда спрашивают, например, чем отличаются наша музыка и их друг от друга, ведь у нас использование штампов — это уже столовый набор номер 25, у нас это жестко, более жестко дифференцируется, а они — люди менее злобные, менее категоричные. И там это до сих пор продолжается, это у них в крови. Как было, так и есть. И будет так. Хорошо проверенные вещи у них всегда под рукой. Но это так, общее мнение, бывают из этого правила и исключения.

Ты ходишь на концерты таких свердловских групп, как "Чайф" или "Агата Кристи"?

Нет, на концерты я не хожу. Чтобы сходить на концерт и получить от этого моральное удовлетворение — для чего, собственно, концерты и делаются — это мне очень сложно. Потому что там, как правило, закулисная болтовня, тусовка и так далее, за последнее время я единственный раз попал на концерт "Deep Purple", который я от начала до конца посмотрел. Большая редкость для меня.

Ну а на концерты других классиков рока, вроде Ринго Старра, ты не ходил?

На Ринго Старра я ходил. Кстати, это был почему-то один из немногих концертов, который мне понравился. А большинство людей, насколько я знаю, почему-то скептически отнеслось к этому концерту.

Я тоже был на концерте Ринго, и мне он тоже понравился, местами даже очень.

Когда я прихожу на концерт, для меня важно, что я забываю, зачем я пришел на концерт. Потому что когда я на этом концерте увидел человека, выходящего с определенным таким локатором бдения, то я это сразу почувствовал, он мое внимание сразу забрал. Я перестал волноваться и дергаться по поводу того, что я вообще здесь делаю. Для меня это намного важнее, чем думать о том, какой звук, или о том, как играют. И так далее. Это все такая чепуха!

Но согласись, что все-таки во время концерта бывает порой достаточно важно, какой именно звук. И как все звучит.

Бывает. Но все это — прикладное. Я же помню, какой был звук в том же ленинградском рок-клубе на улице Рубинштейна. По сравнению с тем, какие технологические возможности в те годы уже открылись. Все равно, главное — это ощущение, которое я, допустим, сейчас уже не получаю. Может, у меня там определенных гормонов стало меньше... Или еще почему-то. Меньше я ведусь на это все. Да, я люблю комфортно воспринимать музыку и, соответственно, самый идеальный вариант — это в наушниках, ночью. Когда спишь. 


2003 год. Наутилус . Всплывающий отсек... Все статьи 2003 года 2003 год. Вячеслав Бутусов: Концерт для...

Обсуждение редких отечественных компакт-дисков Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей