Скованные одной цепью

О. Пшеничный. «Комсомольская правда», 17 июля 1990 г.
Сканы предоставил: Алексей Золотарёв, Воронежская обл. Обработка: naunaunau.narod.ru.


К «бракоразводному процессу» основателей группы «Наутилус Помпилиус»

Бутусов и УмецкийБутусов + Умецкий
не равно Наутилус?

Последние года полтора о рок-группе «Наутилус Помпилиус» говорят и пишут не столько по поводу ее музыки, сколько о том, что же происходят с самим коллективом. Порой трудно было понять, существует ли «Наутилус» вообще.

Между тем на «Ленфильме» осенью прошлого года был запущен в производство полнометражный художественный фильм «Человек без имени» (сценарий Б. Аникина, режиссер В. Титов). В главных ролях должны были сниматься В. Бутусов и Д. Умецкий. Слава и Дима для работы над фильмом и записи нового альбома выехали в Ленинград. Там они собрали новый состав, в который вошли: гитарист А. Беляев (экс-Телевизор) и барабанщик И. Джавад-заде (экс-Арсенал). В записи новой фонограммы участвовал также барабанщик группы ДДТ И. Доценко. 4 декабря работа над альбомом была завершена.. В дальнейшем этот материал в новой аранжировке должен был стать музыкальной основой для одноименного фильма.

Однако при неясных обстоятельствах работа останавливается. Умецкий вдруг, сразу после записи альбома, уходит из коллектива, а «Ленфильм» прекращает работу над картиной. Публикации в газетах не прояснили, а запутали ситуацию.

И вот весной группа под названием «Наутилус Помпилиус» под руководством В. Бутусова дает серию концертов на Украине и в Прибалтике. Казалось бы, все понятно: основатели и руководители коллектива Умецкий и Бутусов расстались, а Слава пытается возродить группу в новом качестве. И вдруг недавно в популярных молодежных изданиях появляются заметки, в которых пишут, в числе прочего, о «...подтвержденном факте полного разрыва...», «из-за творческих разногласий и диктата над музыкой Диминой жены», «демонстративном отказе Бутусова с Кормильцевым от присужденной премии Ленинского комсомола,..», о том, что Дмитрий Умецкий якобы рвал на себе волосы — он по-прежнему считает, что название может принадлежать только группе с его участием. Одно за другим посыпались письма в инстанции. Умецкий, выкрав фонограмму записанного им с Бутусовым на подмосковной даче альбома, пытается везде просунуть его как детище нового «Н. П.». И далее в том же бойком духе.

Положив подборку прессы о «Наутилусе» в карман плаща, я отправился в Ленинград, где встретился с Бутусовым и другими членами его коллектива, записав беседу на магнитофон. До и после встречи с Бутусовым я виделся с Умецким, который живет в Москве. Ну и, конечно, пришлось говорить еще с двумя десятками людей, работавших или работающих с группой. Все, что я узнал и услышал, привело к мысли, что еще одна публикация — необходима, причем слово надо предоставить самим участникам событий.


Корр.: Сначала о премии Ленинского комсомола. Позиция Д. Умецкого нам хорошо известна из интервью нашей газете. Он от премии не отказался. С Кормильцевым тоже понятно. А вот о Бутусове писали самое разное.

В. Бутусов: Я уже столько раз об этом говорил! С моей стороны отказа никакого не было, хотя мои друзья я знакомые убеждали меня, что нужно совершить такую «акцию». А я объяснял, что я не сторонник «акций», раз уж так все "заварилось... Я со своей стороны понимаю Илью, ему захотелось продемонстрировать свое отношение. Он это сделал. А я — нет. Кончилось тем, что я подписал бумажку, в которой было написано, что половина денег уходит в Фонд культуры, а половина — под ответственность Свердловского обкома ВЛКСМ, в помощь какому-то детдому.

Корр.: А что вы скажете о публикациях о конфликте?

Д. Умецкий: Естественно, очень неприятно читать о себе оскорбительную ложь. Для меня эти публикации не были неожиданностью. Дело в том, что эта информация в той или иной форме еще с января доходила до меня от людей, общавшихся со Славой. У многих наших общих знакомых эта информация вызывала легкий шок и желание разобраться, что же произошло.

Корр.: В чем была причина вашего разрыва в декабре?

В. Бутусов: Слова журналистов о диктате над музыкой Диминой жены — это грубость и глупость. Это не предмет для обсуждения вообще. Во время работы на «Ленфильме» «Наутилус» стал большим коллективом : музыканты, административная, техническая группа. В любом коллективе бывают разногласия, сталкиваются интересы. У нас с Димой случился конфликт. В результате он ушел.

Д. Умецкий: Я не хочу выносить всю эту эпопею на страницы прессы, так как это нанесет неминуемый ущерб репутации Славы, хотя, казалось бы, сейчас у меня нет нужды о ней заботиться.

В. Бутусов: Когда мы в 88-м году возобновляли совместную работу, Дима поставил мне условия, в которые входило выполнение его творческой программы. Тогда я согласился...

Д. Умецкий: Когда Слава после нашей полугодичной разлуки в критический для него момент обратился ко мне за помощью, одним из его аргументов было то, что «НП» — это Бутусов плюс Умецкий. Я тогда сильно сомневался, стоит ли возобновлять эти творческие и человеческие отношения. Сейчас выяснилось, что мои сомнения не были напрасными. Но, несмотря на это, мне кажется, что нам все-таки удалось добиться интересных творческих результатов, а вот наши человеческие отношения не выдержали повторного испытания. Нельзя войти в одну реку дважды, а тем более трижды. Поэтому я считаю для себя неприемлемым с этической точки зрения пользоваться в своей дальнейшей работе названием «Наутилус Помпилиус».

Корр.: Почему же газеты пишут, что Умецкий хочет присвоить название «Наутилус Помпилиус», бомбардирует филармонии и инстанции гневными телеграммами?

Д. Гербачевский, директор группы «Наутилус Помпилиус»: Я думаю, это неправда, иначе бы нам показали эти телеграммы.

В. Бутусов: Вообще при чем там филармонии, если последние гастроли устраивались не филармониями. Я не знаю, откуда берется такая информация.

Корр.: А как же с пресловутой фонограммой?

Д. Умецкий: Еще в Ленинграде, после конфликта, я пытался встретиться со Славой, чтобы договориться, чтобы загасить конфликт или уж по меньшей мере разобраться с результатами нашего совместного труда и позаботиться о добром имени «Наутилуса». Тем более, что назрели осложнения с нашими спонсорами — центром НТТМ «Эврика». Однако все мои усилия пропали даром. На момент конфликта фонограмма «Человек без имени» была у меня. Я много раз говорил по телефону с Вячеславом, пытаясь назначить встречу.

В. Бутусов: На подмосковной даче мы никакого альбома не записывали. Наверное, имеется в виду фонограмма «Человек без имени», записанная на «Ленфильме». Умецкий звонил мне и в категорической форме предлагал встретиться, чтобы разобраться. Я считал, что все можно решить по телефону.

Д. Умецкий: Так или иначе, я не собираюсь как-то в своих интересах использовать этот альбом. Он, по всей видимости, будет выпущен фирмой «Мелодия» совместно с ассоциацией «афганцев». Ассоциация намерена оформить со всеми участниками записи отношения в соответствии с авторским правом.

В. Бутусов: Я не против выхода этого альбома.

Д. Умецкий: Я уже с марта работаю с новой группой, это не имеет никакого отношения к «Наутилусу». Это мой собственный проект, и я хотел бы спокойно заниматься творчеством, а не тяжбами и соперничеством со Славой,, что мне уже полгода навязывают журналисты. Я написал новые песни, сейчас мы с московскими музыкантами их записываем и намечаем снять серию видеоклипов.

Сыр-бор из-за названия разгорелся потому, что студия «Наутилус Помпилиус» была создана еще до отъезда в Ленинград при центре НТТМ «Эврика».

А. Кузнецов (директор центра НТТМ «Эврика»): Мы от всей души помогали Славе с Димой, когда они остались вдвоем. При нашем центре был создан хозрасчетный коллектив «Наутилус Помпилиус». Мы купили для них аппаратуры на 75000 рублей. Выплачивали зарплату, гонорары. Мы предполагали, что компенсируем затраты, когда выйдет фильм и пластинка, записанная на нашей аппаратуре. Однако после ухода Умецкого «Ленфильм» прекратил производство картины, об этом нам сообщил зам. директора «Ленфильма» Извеков. Сначала мы. надеялись на примирение лидеров группы. Потом предлагали Умецкому создать новую группу под названием «Наутилус Помпилиус». Он наотрез отказался. Однако коллектив, оставшийся в Ленинграде, отказывается в нормальном, законном порядке уладить наши взаимоотношения. Ведь они до сих пор не прислали даже юриста для переговоров, да и аппаратуру свою мы назад получили лишь после нашего письма в милицию. Наш договор с «Наутилусом» до сих пор не расторгнут.

По всем этим причинам мы обратились на «Ленфильм», на телевидение и в другие инстанции с претензиями, поскольку именно центр НТТМ «Эврика» обладает законным правом вести дела «Наутилуса». Повторяю, дело не в том, что мы хотим выкачать какую-то прибыль, а в принципе, в нормальных законных обязательствах, как это делается в правовых государствах. Кто-то должен делать первые шаги в создании правового государства. Мы первые в стране запатентовали название (товарный знак) «Наутилус Помпилиус» и сделали это по просьбе самих же ребят. Мы не рассчитывали на то, что «Наутилус» распадется или прервет с нами отношения.

Д. Гербачевский: Нам позиция «Эврики» непонятна. Сейчас мы создали новую студию в Ленинграде, она называется «Наутилус Помпилиус» при внешнеторговой фирме «Орфей» Ленинградского отделения Фонда культуры СССР. Мы с успехом гастролируем, записываем новую пленку «Последний человек на земле», а если «Эврика» запатентовала название, то ведь так можно любое слово запатентовать. И что же, все, кто им пользуется, должны платить?

Корр.: Мне кажется, что возникшую проблему можно было бы решить встречей заинтересованных лиц — «Эврики», В. Бутусова, Д. Умецкого и других. Ведь обсуждается очень важный не только для участников конфликта правовой и моральный вопрос. Сколько уже накопилось юридических проблем в нашем шоу-бизнесе?! Сейчас мы имеем очень важный прецедент, когда по всем правилам были оформлены взаимоотношения в творческом коллективе, запатентовано название.

Поскольку участники «Наутилуса» известны и интересны всем, а история получила большую огласку, мне кажется, что встреча могла бы пройти, например, в студии ЦТ и показана в «Программе А» (мы уже имеем опыт такого рода). Жалко, что приходится писать о скандале, а не о новой программе, о новом альбоме, концепцию которого Дмитрий и Вячеслав создавали еще вдвоем....


1990 год. Слава Бутусов: Нельзя привыкат... Все статьи 1990 года 1990 год. Мы хотим быть с тобой!...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Обсуждение редких отечественных компакт-дисков Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителей