«Моллюски» шоу-бизнеса

Дарья Женихова. Газета «Моя газета» №19, 29 мая 1996 г..
Обработка: naunaunau.narod.ru, 04 февраля 2011 г.


"Наутилус-Помпилиус" — безусловно талантливая и яркая группа, справедливо признанная музыкальными критиками (и не только по настоянию многочисленных фанатов) дегендой русского рока. Когда "Наутилус" неожиданно всплыл на поверхность, критики моментально причислили его к ряду "святых" музыкальных имен и названий и возрадовались тогда все ценители подлинного искусства, ибо началась великая эра рок and ролла (который все же "умрет" несколькими годами позже).Но со временем бури вокруг отважных морских обитателей поутихли и, вынесенные на берег, "моллюски" (поварившись в остром соусе шоу-бизнеса) стали преподносить себя слушателям в более обжаренном и хорошо приправленном состоянии. Однако это никак не отразилось на постоянно высоком рейтинге популярности группы. Ни один российский хит-парад не миновал упоминания громкого имени "Hay". Что совсем не удивительно, так как для поклонников творчества музыкантов уже не столь важно о чем и как поют, намного значимее тот факт, что "Наутилус" считается настоящей РОК-группой, ИХ группой. Низвержение кумира весьма болезненный процесс — ведь необходима замена. Мнение же музыкальных критиков о культовости группы претерпело большие (и печальные) изменения по прослушивании нового, во всех отношениях, альбома "Крылья". Здесь "Наутилус" и впрямь изменился, но не в лучшую (по мнению редких благожелательно настроенных музыковедов) и не в худшую (по отзывам прессы) сторону, а — в ДРУГУЮ (что естественно для группы, которая на месте не стоит, а постепенно развивается). Обвинения в "интеллектуальной попсе" ничуть не задевают и не волнуют музыкантов, они выше (или глубже) предвзятого общественного мнения. Ведь никому невдомек, что обретшие "крылья" беспозвоночные стремятся к небу, к звездам и долетят-таки, прорвав, упорно воздвигаемые на их пути тернии неодобрения. Потому что долгими годами упорной работы над собой (и как следствие всеобщей популярностью) "Наутилусы" доказали, что они — профессиональная группа, родная и близкая, даже если непонятная, а главное ЛЮБИМАЯ...

А чтобы вы сами смогли убедиться, что несмотря на ДРУГИЕ — звук и стиль, группа, как и прежде — НАША, прочтите интервью с "лицом" и солистом "Hay" Вячеславом Бутусовым, отстраненным таким, стремящимся к небу или, быть может, с головой ушедшим в "подводный", только ему доступный мир.

— Считаешь ли ты, что альбом "Крылья" удался?

— Относительно своих представлений о том, что мы делаем, я доволен. Но в целом, моя жизненная установка — постоянно в чем то сомневаться, быть недовольным, и все время думать о том, что я занимаюсь не своим делом — это такой вселенский комплекс. Свое творчество я расцениваю таким образом: соответствует ли это тому, что первоначально было в голове, как говорил Курт Воннегут: "Наши мысли and наши чувства", они намного богаче, чем слова и жесты. Физическим образом это можно выразить, как коэффициент полезного действия между тем, что происходит у тебя в воображении и тем, что получается.

— Связан ли новый виток в творчестве "Hay" с изменениями, произошедшими в тебе самой?

— Самая большая проблема, которая нас всех одолевает, найти соотношение в жизни между тем, что является творческим процессом, приносящим моральное удовлетворение, и тем.что мы называем своим ремеслом или существованием, то что не оправдывается ни семейным положением, ни проживанием в трм или ином государстве.

— На сколько важны для тебя критика и обвинения в "интеллектуальной попсе"?

— Не столь важны потому,что это происходит в течение последних трех лет. Я заметил, что критика постоянно повторяется, по крайней мере, упреки. Что касается более конкретных обвинений, не идеологического характера, то они слишком сумбурны, я плохо понимаю их смысл. Музыкальные критики говорят только для того, чтобы подтвердить свой статус, они ведь в любом случае обязаны что-то сказать, неважно даже о чем идет речь. Я не очень люблю анализировать, переваривать, у меня другой склад ума, но если разложить все по полочкам относительно любой музыкальной продукции, которая выходит в этой стране, то это приобретает характер рецепта диеты, который все знают, но никто им не пользуется. И настолько это уже набило оскомину, что все относятся к ней спокойно, как к надписи "ЛДПР' на заборе.

— Почему клипы "нау", в частности последний клип "Крылья" редко показывают по ТВ?

— Я не могу ответить на этот вопрос объективно. В данном случае я рассуждаю как потребитель и не могу говорить о том, что это потрясающий клип и его нужно крутить больше, чем он того заслуживает. В принципе, клипы, как и любая рекламная продукция, рассчитаны на показ в короткий период времени, в расчете на то, что они подогреют ситуацию. Нужно относиться к этому не более, чем к рекламе, которая бывает хорошей или плохой.

— Как разрешился скандал с радио "Maximum", снята ли с группы блокада?

— Я не был участником всей этой баталии и плохо представляю, на чем она строится. По-моему, в основном на человеческих отношениях, а не на профессиональных интересах. Лично у меня нет никаких претензий к радио "Maximum", я даже никогда не дифференцировал, не ставил ниже или выше какую-либо из радиостанций. Просто производственные отношения сложились так, что раньше и чаще мы стали работать с "Европой Плюс". Вполне естественно, что у нас есть с ними определенные соглашения.

— Почему вы перешли на акустическое звучание на последнем концерте?

— Потому что это нам интересно, чисто субъективное и эгоистическое желание поиграть такую музыку просто чтобы отвлечься, сдвинуть немного от центра. Группа очень быстро устает от той программы, которую играет. Мы — тот эшелон музыкантов, который воспитывался в период акустических квартирных, кухонных концертов, но сами мы никогда этим не занимались. Программу я подбирал таким образом, чтобы взять песни, которые, как мне казалось, мы плохо сделали и они недостойно выглядели, либо те, что были написаны очень давно, но их интересно вспомнить.

— Будут ли новые эксперименты над звуком?

— Мы не считаем, что это был эксперимент, а лишь пытаемся догнать те возможности, которые не использовали в свое время. Мы не являемся людьми, вырабатывающими новую идею, концепцию. "Нау" вообще не концептуальная группа. Все, что связано с использованием симфонического оркестра или акустического звука, это было. Мы просто пробуем эти возможности на себе. Могу сказать, что группа получила кучу удовольствия, какого давно не было, и когда репетировали и непосредственно на самих концертах.

— Акустический концерт стоил дорого, не слишком ли большая цена за удовольствие?

— Я честно говоря, не знаю как в мировой практике, но в нашем случае это было дорого, потому что нужно было специально закупать инструменты, я уж не говорю об административных проблемах. Мнение, что подобный концерт стоит дороже, сложилось в силу того, что это более интимное событие. Действительно, очень много средств было вложено в этот концерт и если бы мы хотели сделать эту программу прокатной, это было бы не реально, но мы и не рассчитывали, что она окупится. Зато группа получила массу удовольствия, а главное опыт на будущее. После этого концерта у нас появились мысли сделать абсолютно акустический альбом, не переаранжировать старые песни, а написать новый материал специально для такого звучания.

— Конечно же, с Кормильцевым?

— Нервничать на эту тему не имеет смысла, настолько несущественное обстоятельство. Несмотря на то, что мы с Ильей давно работаем, у нас нет друг перед другом никаких обязательств, у нас совершенно гуманное отношение к тому состоянию, что одному не хочется что-то делать, другому хочется или вообще никому ничего не хочется делать, происходит момент догона друг друга по степени темперамента развития событий. Как правило, Илья более активный человек, динамичный, а я более сонный и тормозной, я чаще его догоняю.

— Как проходят концерты "Нау" по городам России?

— По сравнению с концертами прошлого года, народ взбодрился, у зрителей больше энтузиазма. Был провальный период, когда у людей были безумные проблемы с зарплатой, со стоимостью билетов и мы выглядели немного навязчиво на фоне этих забот. Сейчас активность повысилась, народ стал более доброжелательным, да и вообще очень много исполнителей играет в каждом городе. Когда "Наутилус" приехал в Пермь, там еще не были сняты афиши "Агаты Кристи", Филиппа Киркорова. "Nazareth" приезжал на следующий день после нас. Мы обычно даем один концерт, максимум два. В Перми "Нау" любят больше всех. Директор группы Александр Пономарев рассказывал, как девушки города, завидив машину с Вячеславом, с дикими воплями кидались прямо под колеса... любви.)

— Над чем сейчас работает группа?

— Мы отдыхаем. Новым удивить сможем тогда, когда будем в состоянии себя удивить. Пока себя не удивишь, других тем более бессмысленно чем-то удивлять. Мы решили спустить на тормоза, приняли всю критику, профильтровали и проанализировали ситуацию и пришли к выводу, что сейчас мы специальным образом ни в коем случае не будем катализироватъ и подгонять процесс. Будем вариться до тех пор, пока одно из двух не прижмет:

...[некоторый текст отсутствует]...


1996 год. Наутилус, как он есть... Все статьи 1996 года 1996 год. 10000 км с Наутилусом...

©2004-2024 "Компактная" дискография - Наутилус Помпилиус - Админ
При использовании материалов сайта ссылка на сайт обязательна.
Энциклопедия редких компакт-дисков российских исполнителейMozilla Firefox
Бесплатный, открытый
браузер. Скачать >>>